Сегодня день обретения главы Иоанна Предтечи, и в сегодняшнем Евангелии читается, может быть, самое трагическое слово Нового Завета. Иоанн Креститель заключен в темницу, он знает, что на него грядет смерть, и он посылает своих учеников спросить Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали, или ждать нам другого? Это не только вопрос: ответ на него разрешит или свяжет всю трагическую жизнь Иоанна Крестителя; если Христос — Тот, Которого ожидают, Спаситель мира, тогда подвижническая, беспощадная к себе, суровая жизнь Крестителя имеет смысл, тогда имеет смысл быть ради Него в тюрьме, тогда имеет смысл ради Него умереть; но если Он — не Тот, тогда значит все было напрасно.
Напрасны были пустынные подвиги, лжив был голос, вызвавший его из пустыни идти проповедовать покаяние с тем, чтобы явить миру Христа, напрасна была эта проповедь, которая прозвучала и заглохнет, напрасна была жизнь и теперь грядущая смерть…
И вот, перед лицом последнего часа своего Иоанн Креститель объят колебанием души, души, как будто, несокрушимой, души такой, о которой сказал Христос, что он больше пророка, — хотя Священное Писание нам говорит, что пророки это те люди, с которыми Господь делится замыслами Своими — что нет среди рожденных женами больше Иоанна Крестителя. И вот, этот человек, перед лицом грядущей смерти заколебался душой и послал своих учеников спросить Христа: Ты ли Тот, или напрасна была моя жизнь, или напрасна будет моя смерть, или все то, для чего или чем я жил, было марево, иллюзия, ложь? Христос ответа прямого ему не дает. Пророку Он дает ответ пророка: Пойдите и скажите Иоанну Крестителю о том, что видите: слепые зрят, хромые ходят и нищие благовествуют. Он отсылает к пророчеству Исайину о грядущем Христе и требует от него в последний предсмертный час предельной решительной веры. Вот, может быть, самое страшное время Крестителя! Телесная смерть не так страшна, как это колебание души… И Иоанн, получив весть о том, что сказал древний пророк, принял это слово и верой остался тверд, приняв смерть, как один из древних пророков, верой устояв против того колебания своего.
Разве это не один из самых дивных примеров, который нам Евангелие дает о том, как мы должны стоять в нашей вере? Нам не дано такое испытание, как Иоанну, наша жизнь не была подвигом, наша смерть не грядет на нас мечем, то, что мы знаем о Боге нам дано с достоверностью две тысячи лет тому назад. Мы не слышали таинственного голоса, которого никто, кроме нас, не слыхал и который, потому, является только нашей верой, а не достоверностью — и все-таки бывают моменты, когда человек обращается к Богу и говорит: Ты ли это? Стоит ли мне жить, стоит ли нести тяготу жизни, стоит ли имя Твое, Твое Царство этой временной скорби и временного страдания?… И Христос отвечает, как Он ответил Иоанну: Погрузись в свое царство, погрузись в свое прошлое — что ты знаешь обо Мне? Люди Мои, люди, чем Я вас одарил, и что вы Мне взамен даете?… Тот же вопрос, который нам ставит стихира Великого Четверга: погрузись в себя, вспомни, кем и чем был для тебя Господь, и ответь перец лицом этой истины, этой правды, этой любви, этого Господа — стоит ли жить Евангелием, стоит ли вам взять малый крест свой и последовать за Христом? Мало ли Он нас любит, мало ли Он нам дает, далек ли Он от нас, стоит ли понести малую временную тяготу с тем, чтобы радость Господня была совершенна в нас и с тем, чтобы вечная душа ожила, и чтобы вечная жизнь Господня, бездонная, ликующая, была наша? Вглядитесь в облик Крестителя — он понес бесконечно больше нашего, и он ответил Господу верой совершенной, жизнью и смертью, и этим мы его ублажаем, этим действительно он был велик, стоя на грани Царствия Божия. Аминь.