Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день всех святых, в Земле Российской просиявших, и хочется задуматься над тем, что характеризует святость Русской Церкви.
Первое, что поразило наших предков, когда они оказались на богослужении, на Божественной Литургии в соборном храме Константинополя, это неописуемая, неизъяснимая красота. И речь шла не о том, что всё было так прекрасно, как в тогдашней, еще дикой России не бывало, а о том, что красота, которая была явлена в богослужении, в архитектуре, в иконах, в пении, и в народе, была отражением иной красоты, красоты небесной, Божественной красоты.
Красота не заключается в том, чтобы вещи была бы красивы; мы можем говорить о Боге, как о предельной, самой великой красоте, о которой можно подумать, потому что в Нем вся полнота Его неизъяснимого Божественного содержания выражается во всем: в бытии, в любви, в слове, в кресте, в воскресении, в даре Святого Духа.
И вот это поразило наших предков; красота, которая не была эстетической, а явлением сущности Божественной красоты, которая вливалась через святые тайны молитвы, и через молитву — в душу и жизнь народа Божия. Люди, присутствующие там, не отличались от нас святостью; они были такие же люди, как мы, но они были охвачены этим опытом Божественной красоты и Присутствия. Это первое, что ощутили наши предка.
Второе, что характерно для русской святости, это безмерная, все-душная благодарность Богу за то, что Он есть, за Его дар жизни, за то, что Он нас так возлюбил, что призвал к существованию, а когда мы оказались недостойными Его, Он Свою жизнь отдал для того, чтобы мы поверили, что Его любви предела нет, что Его любовь такова, что Он на всё готов, даже на Свою собственную смерть, чтобы только мы поверили в самих себя и в Него.
И от этого родилась в русской святости глубочайшая, ликующая благодарность Богу за то, Каков Он есть и что Он делает для нас; благодарность, которая выражается радостью в том, что первое место в нашей молитвенной жизни заняло Воскресение Христово, Пасха, и эта Пасха через весь год продолжается, потому что в каждую неделю мы празднуем Пасху, называя этот, сегодняшний день Воскресением. Воскресением Христа — да ; но и нашим воскресением от полусмерти к жизни Божией, которая нам дается.
И эта наша благодарность, это ликующее чувство благодарности, которое охватило наших предков, выразилось в том, что они шли через всю Землю Русскую для того, чтобы принести благую, дивную весть всем людям. Миссия Русской Церкви не была покорение, она была даром, и мне вспоминается рассказ из жизни святого Степана Пермского, который, став христианином, захотел передать радость, диво это всем людям и выучился языку язычников-сибиряков, и пошел им проповедовать на собственном их языке о Христе. Жрецы, которые тогда владели сердцем и мыслью народной, решили, что его надо уничтожить и послали убийц. Они к нему пришли, и он их так встретил, с такой открытостью, с такой любовью, с такой готовностью быть убитым для того только, чтобы они могли поверить, что они вернулись к своим жрецам и сказали: «Мы не могли на него поднять руки, он на нас так посмотрел, и видна была такая любовь, что мы могли только пасть на колени и поблагодарить Бога за него…»
Русская святость нашла себе выражение и в строгой, суровой аскетике святого Иосифа Волоцкого, и дивной духовной аскетике святого Нила Сорского. Весь простор христианского делания, подвижничества лежит в этих двух словах. И вот мы, наследники этого дива: видения красоты, которая есть Бог, Являющий Себя, благодарность о том, что Он сотворил и Кто Он таков, любовь, трепетная, благодарная, и трепет о Нем и желание со всеми разделить это чудо и радость. Вот, о чем говорят нам, поскольку я их понимаю, наши родине святые, не говоря уже о том, что действительно их преданность и любовь к Богу выразилась в течение столетий готовностью идти на смерть. Подумайте о тысячах и тысячах — нет, — миллионах верующих, которые погибли за последнее восемьдесят лет за свою веру. Вскоре, Русский Собор будет провозглашать святость множества из них: научимся от них так любить Бога, так любить ближнего, так быть благодарными, чтобы жизнь вся наша была бы сиянием перед людьми, поклонением перед Богом и готовностью жить и умирать ради Бога и ради тех, которых Он так возлюбил. Аминь.