Вы все знаете о том ужасном случае, который имел место перед нашей церковью пару недель тому назад; о том, как на человека, никому из нас неизвестного, впервые пришедшего в храм, по несчастью наскочила машина, которой не смогла совладать одна из наших прихожанок; он был убит. Мы о нем молились, его имя Игорь. Никаких бумаг у него нет; никаких сведений о нем полиция не смогла собрать.
Мы молимся о том, чтобы Господь, Который его привел впервые после его приезда в наш храм, Который ему дал помолиться здесь в течение всей Литургии, чтобы Господь его принял в вечное Царство. Мне кажется, что это событие громадной глубины: что этот молодой человек напоследок был приведен в храм, стоял на Литургии, влился в молитву Церкви, был в Божием присутствии, и когда он был наполнен этим содержанием, дивным содержанием Божьего присутствия, он вышел, и Господь положил конец его жизни, чтобы он, просветлевши, вошел бы в свет Царствия Божия.
Смерть всегда трагична; но в данном случае мне кажется, что Господь ему даровал смерть в момент, когда он дошел до света. Я слышал, что некоторые прихожане не только сокрушаются о его смерти – что естественно, – не только молятся, чтобы Господь ему дал вечное упокоение в радости встречи с Ним, но еще ищут причины. Причины никто из нас не узнает; почему Бог судил, что ему надо прийти, погрузиться в свет, выйти и погрузиться в вечное сияние Божие.
Я слышал, что некоторые говорят о том, что это дело сатаны, что это бесовское действие, и что это случилось в нашей среде, потому что в нас нет достаточной святости и чистоты, чтобы нечистые силы никак не могли подойти к нам; это — ложь, это — обман. Никто не может произнести такой суд, и никто не имеет права считать, что человек убит греховностью окружающих его людей. Мы все недостойны Бога, мы все недостойны друг друга, но мы все, сколько у нас есть сил, веры, глубины, друг друга принимаем, друг друга посильно любим, и друг друга тяготы готовы носить. Он пришел и положил свои тяготы в этом храме; и этот храм их освятил, и он свободным вошел в Царство Божие. Никто из нас не имеет права говорить, что наша греховность дала возможность нечистой силе убить человека: это неправда; это ложь и это кощунство. Если говорить на таком языке, то можно сказать, что именно темные силы побуждают некоторых прихожан к тому, чтобы говорить о том, что мы настолько мрачны, настолько нечисты, что наша нечистота дала простор бесам к убийству человека. Я вспоминаю слова святого апостола Ерма, который написал: «Никогда не позволяй безрассудному страху перед бесом затемнять твое детское доверие к Богу».
Доверим этого человека Богу; не будем допускать, что бесовские силы тут действуют; если они действуют, то они действуют только для того, чтобы разъединить членов нашего прихода, внести смятение, смущение вместо того, чтобы мы могли стоять все, как один человек, перед Богом и молиться за этого человека; и благодарить Бога за то, что Он ему дал умереть в момент полного просветления…
Вот что я хотел вам сказать. Это мое убеждение, и боритесь с тем, чтобы никто не смел говорить о том, что это бесовские силы, которые смогли действовать, потому что мы такие грешные. Мы все грешные, да, но с нами Бог, и мы верим Ему, и Он здесь хозяин, а не темные силы. Вот мое самое глубокое убеждение. Если кто встретит кого-то, кто будет так говорить, как я сказал, приписывая смерть этого человека силам бесов, которые благодаря нашей греховности могли его убить — запрещайте. Скажите, что это кощунство, и чтобы этот человек пришел со мной говорить об этом, но не распространял бы такие слухи, слухи, которые делают наш храм местом, где имеет власть бес убивать человека, который пришел, молился, каялся, открылся Богу и которого Бог принял в вечные Свои обители.
Опубликовано: Соборный листок № 346, ноябрь 2000