Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня празднуем честь и память архистратига Михаила, в окружении ангелов Господних. Ангелы — это вестники, ангел это тот, которого Господь может послать и который до конца совершенно исполнит Его поручение. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них другого ничего нет. И на самом деле это так, и в этом их призвание: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову св. Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного Света божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они — светы вторые. Что это значит?
Это значит, что некоторый божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой, но не только как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так льется, как льется и искрится и сияет и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца, и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно ангелы, потому что мы их узнаем, мы их переживаем только как сияние Божественного света, сияние неуменьшенное, сияние непотемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь — а сущность их бытия и сущность их святости остается тайной между ними и Богом, Тем Богом, Который познаёт глубины Своей твари.
Но еще является нам их личная святость особым образом, тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые эти имена вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и нам показывают, о чем идет речь в этой. Назову только одного — Архистратига сил небесных, которому посвящены многие среди нас на земле и многие среди нас в стране Российской — Михаил. Михаил — слово еврейское, и оно значит «никто как Бог»; и это слово выражает всё стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной обособленности и самостоятельности, и когда встал великий архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило всё для него: «Никто как Бог» — и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. Так, «Никто как Бог» — в этом выразилось всё знание великим архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет — он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
Один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн — и о нем мы читаем именно слова, подобные тому, что я сейчас говорил об ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: «Он – глас вопиющего в пустыне»; он — глас, он — только звук Господня голоса, он — ангел, потому что через него говорит Сам Бог и он сам о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру стал перед людьми образ Господень.
Это — путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным — свет, сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно стать прозрачными для того, чтобы стать как бы невидимыми, как драгоценный камень невидим и вместе с тем опознаётся только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы теряем как будто что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое «я», каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь, и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность. Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «великого совета Ангел» — Бог, пришедый во плоти.
Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые могут нам помочь найти путь нашей собственной души от земли на небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых ангелов и архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. — Сурожския Епархия, 1995.