Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Праздник Рождества Христова не может не наполнить нас глубокой благодарностью и радостью, но вместе с этим и трепетом, священным ужасом. Благодарность и радость о том, что мы так любимы Богом, а трепетом и ужасом — о том, что любовь эта Божия к нам так дорого Ему обошлась. Каждый из нас рождается из небытия в бытие и в жизнь. Сын Божий родился из вечной жизни в область смерти; Он принял на Себя нашу смертность, Он понес на Себе последствия человеческого отпадения от Бога.
И не только Бог и Отец пожертвовал Своим Сыном для нас… Как-то спрашивали: как мог Отец Сына Своего обречь на смерть?.. И мне вспоминается, как во время войны один командующий офицер послал своего собственного сына, молодого офицера с поручением, которое должно было ему обойтись смертью. И когда его спросили: Как вы могли своего сына послать? — он посмотрел с изумлением и сказал: Чужого сына я на смерть послать не мог бы; на смерть я мог послать только своего сына… И так и Отец Небесный послал Сына Своего Единородного на смерть, умереть нашей смертью, приняв на Себя нашу смертность.
Но не только Отец наш Небесный, не только Сам Господь Иисус Христос, но и Матерь Божия принесла Своего Сына в жертву для спасения мира. Она знала, что Ему надлежит пройти через врата смертные. И когда Она стояла у Креста Господня на Голгофе, Она ни одним словом не обратилась к Богу с мольбой о том, чтобы этого не было, чтобы не случилось этого ужаса. Она отдавала на смерть Своего единородного Сына, девственно рожденного, чтобы мы могли спастись… Сколько любви в Отце, Который так отдает Своего Сына для нашего спасения, и какое чудное соучастие Матери Божией в этой Божественной любви, в этой готовности Своего Сына отдать на смерть нас ради!..
Есть две иконы Рождества Христова: одна — та, которую всегда мы видим: пещера, ясли, Младенец в яслях, Матерь Божия, Иосиф, и ангелы Божии, окружающие это чудо рождения в мир Единородного Сына Божия. Но есть другая икона, древняя, на которой изображено нечто иное: вместо яслей — престол, жертвенник, сложенный из розовых камней, и на нем лежит, как Агнец заколения, Сын Божий, пришедший в мир для нашего спасения. Когда мы будем встречать вот теперь, и завтра, праздник Рождества Христова, будем встречать его с предельной благодарностью, с предельным благоговением, с радостью и ужасом. Победа, в конечном итоге, у жизни, победа — у Бога, но путь этот через рождение в смерть, а дальше, через вступление, через крест — в вечную жизнь, в сошествие во ад, и победу. Будем благоговеть, будем благодарить, будем радоваться, но так же, глядя друг на друга, будем думать о том, что для каждого из нас это случилось, что каждого из нас так возлюбил Бог, что Своего Сына отдал; что каждого из нас так полюбил Сын Отчий, что Он Свою жизнь отдал за нас, и что каждого из нас так любит Матерь Божия, что Она Сына Своего единородного отдала на смерть, чтобы каждый из нас мог бы поверить в Божию любовь и измениться. Аминь.