Митрополит Антоний Сурожский

О созерцании

1970 г.
Тема: Опыт, Познание   Место:    Период: 1966-1970   Жанр: Интервью

Вопрос: Осознание настоящего мгновения существенно важно для созерцания?

АА (архиепископ Антоний): Я думаю, что оно важно для созерцания, так же, как и для молитвы или для жизни в целом, потому что, если вы хотите получить от созерцания то, что оно может принести в данный момент, вы не должны планировать, не должны ожидать следующего мгновения и всего того, что дадут вам выводы из этого, текущего мгновения. Нужно быть целиком и полностью в настоящем, всматриваться в него очень внимательно и вдумчиво.

 

Вопрос: Это так очевидно, но большинство из нас этого не делают. Вы согласны?

АА: Да, это очевидно, если только подумать об этом. Но мы так не поступаем, потому что беспокоимся, заботимся, потому что живём отчасти переживанием предшествующего мгновения или ожиданием следующего. Из-за всего этого и жизнь, и молитва, и размышление так оторваны от действительности. Мы никогда не находимся там, где мы есть: мы либо отстаём от времени, либо опережаем его.

 

Вопрос: Как можно подготовиться к созерцанию?

АА: Я думаю, что созерцание, если определять его с учётом тех свойств, о которых я сказал, предполагает, прежде всего, что вы находитесь целиком в настоящем мгновении и погружены в  то, что лежит в его пределах. А это означает, что и тело, и чувства, и мысли должны быть собраны так полно, как только возможно. Существуют способы, как подготовить наше тело, наши чувства, наши мысли. Что касается тела: мы должны научиться быть одновременно и совершенно расслаблены, и предельно бдительны. Можно привести пример, который, я думаю, поймёт любой британец: это наблюдение за птицами. В этой ситуации вы абсолютно открыты любому возможному впечатлению, и в то же время — настолько чутки, что ни одно из них не ускользает от вашего внимания. Что касается нашего психологического состояния, нужно научиться тому же: одновременно быть расслабленным и бдительным. Это и есть подготовка, но она может занять больше времени, чем само созерцание.

 

Вопрос: Нужно ли человеку руководство, чтобы научиться созерцанию?

АА: Я думаю, здесь всё как обычно. Если вы сильно этого хотите, непредвзяты, внимательны, если вы сосредоточены не на себе, а на цели, вы можете пройти очень далеко без руководства. И всё же есть огромное преимущество в том, чтобы в начале быть под некоторым руководством. Например, трудно научиться расслабляться без помощи со стороны. То же касается эмоционального расслабления, уменьшения напряжённости. То же касается покоя, который может обрести наш ум — это своего рода целостность и честность ума, которая приходит от убеждённости в том, что единственно важная вещь на свете — это истина. Что нет нужды торопиться обрести её, что не нужно искажать то немногое, что известно, так, чтобы оно подходило под схему, которая кажется верной. Так что под руководством можно сделать многое. Кроме того, важно сверять свой опыт, потому что очень часто вы приходите к заключениям, которые кажутся такими очевидными, что вы не пытаетесь поставить их под сомнение. Другой человек может поставить всё под сомнение и показать, что наилучшие ваши выводы — лишь ошибка разума или что вы пришли к ним лишь потому, что изначально желали прийти именно к ним.

 

Вопрос: Я хотел бы спросить вас, можно ли заниматься созерцанием для достижения конкретной цели?

АА: Да, конечно. Когда вы научились быть внимательным, серьёзным, цельным, сосредоточенным и так далее, вы сможете использовать это в научном исследовании или просто при обучении в средней школе. И в человеческих отношениях цельность всегда остаётся цельностью так же, как и внимательность и чуткость.

 

Вопрос: Если кто-то хочет научиться созерцанию, что ему следует делать?

АА: Прежде всего, я думаю, создать такую обстановку, в которой созерцание возможно. То есть: войти в комнату, запереть дверь, точно знать время, которое можно отвести на упражнение, и твёрдо решить, что ничто не рассеет ваше внимание и не уведёт в сторону. Вы закрыли дверь, если в неё постучат, вы не ответите. Если зазвонит телефон или дверной звонок — вы не шелохнётесь. Вы всегда можете сказать себе: если бы меня здесь не было, я бы не ответил, так что нет причины — это делать. И поставьте себя перед самим собой или перед Богом. Так или иначе, утвердите себя в настоящем, а затем расслабьтесь физически и эмоционально. Это очень важно. Устройтесь на кресле или на стуле, избавьтесь от всякой напряжённости, сохраняйте чуткость — к жизни, к собственному бытию, к вещам вокруг, но в то же время оставайтесь свободны, не связаны, подобно художнику, который рассматривает и исследует тот или иной предмет — смотрите во все глаза, но не связывайте себя чувством, что вам нужно обязательно сделать что-то с тем, что вы видите, или с вашим состоянием и положением. То же самое касается эмоций и мыслей. Вы можете посмотреть на них и сказать: я исследую их, я смотрю на них, в настоящий момент я не даю им увлечь меня. Сделав это, вы будете готовы или более-менее готовы к тому, чтобы заняться предметом созерцания. Вы можете взять фразу из книги, или мысль, или образ — всё, что может послужить предметом, и исследовать его со всем вниманием, на которое вы способны, и со всех сторон, которые вам открылись.

 

Вопрос: С чего, на ваш взгляд, следует начать постигать искусство созерцания?

АА: Думаю, что прежде всего необходимо найти подходящее время и заниматься этим регулярно. Когда я говорю о подходящем времени, то имею в виду, что есть, например, любители встать пораньше, а есть такие, кто ложится спать очень поздно. У каждого своего ритма, и следует выбрать самый подходящий момент. Во-вторых, следует делать это ежедневно, регулярно, не жалея себя, не обращая внимания на настроение, состояние здоровья и что-либо вообще — только так можно утвердить себя в настоящем и действительном. Затем следует посвящать, вначале понемногу, по пять-десять минут, тому, чтобы учиться расслабляться и ощущать своё полное присутствие в настоящем. Затем — постепенно увеличивать это время. А затем придёт момент, когда вам понадобится содержательное наполнение. То есть внимание, которое поначалу полностью уходило на то, чтобы достичь расслабления, стать бдительным и так далее, освобождается от этой работы, потому что вы научились этому. Но вы не можете оставить его открытым, пустым, иначе случится то, что, по слову Христа, происходит с комнатой, которую покинул один нечистый дух: видя её выметенной и хорошо убранной, он приводит с собой семь других духов. Вы должны мгновенно ввести объект созерцания – тот центр, который объединит ваши мысли, чувства и бдительное внимание.

 

Пер. с англ. Германа Гладышева под ред. Е.Л. Майданович.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: