Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. А на самом деле существует также вера в человека и эта вера в человека определяет нашу жизнь, по меньшей мере, так же часто и постоянно и глубоко, как вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. Именно на вере в человека основаны все попытки преобразования — общественного, политического, семейного. Потому что, что бы ни проповедовалось — будь-то религия, или новый жизненный строй, — если человек не вступит в труд, если человек не будет осуществлять того, что задумано, никогда оно никаким образом не осуществится.
Поэтому всякий преобразователь, всякий человек, призывающий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека. А в малых вещах, в повседневной жизни, все основано на этой вере: на том, что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться на нужду, на горе, на радость, что может послужить основанием к тому, как строить жизнь. И вот об этой вере мне хотелось бы сказать нечто.
Вера — это не легковерие, это не наивное отношение к человеку, которое допускало бы, что все возможно, что стоит только обратиться к человеку — и он отзовется. Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором нет подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное. К этому мы приходим во всех областях жизни; сейчас во всех странах света идет громадное преобразование, например, тюремной системы. Раньше человека заключали в тюрьму, чтобы его удалить от общества людей; он был отрезанный ломоть. Теперь все больше думают о тюрьме как о месте, где человеку можно помочь стать человеком. И вот такое отношение и есть вера в человека. Эта вера не основана на очевидности, часто приходится сквозь очевидность заглянуть куда-то вглубь, и обнаружить что-то, чего как будто и нет. В Евангелии есть два рассказа, которые очень ясно показывают отношение Христа к человеку, Его веру в человека.
Первый рассказ мы находим в Евангелии от Иоанна, в 8-й главе. Это рассказ о том, как к Спасителю привлекли женщину, взятую в прелюбодеянии. Очевидность была против нее, она была взята в преступлении, она подлежала осуждению и строгому наказанию. Христос ее не осудил. Он осудил ее поступок; Он не принял ее как прелюбодеицу, но вглубь заглянул. Заглянув вглубь ее души, Он в ней увидел возможность новой жизни. Он прозрел в этой прелюбодеице чистоту, которая в ней не умерла. Когда эта женщина стала перед судом, когда она обнаружила, что ее грех значит смерть, она, конечно, опомнилась. В тот момент, все, что ей говорили — что грех убивает, что грех разрушает — стало реальностью; вот, она согрешила и ее теперь побьют камнями, по закону того времени. Она поняла, что если бы ей была дана жизнь, она больше никогда не прикоснулась бы к тому, что за собой влечет смерть. И это Христос прозрел. Он обратился к окружавшим ее евреям и сказал: Пусть тот, который без греха, бросит первый камень!.. И все ушли. И когда Христос остался один с этой женщиной, Он ей сказал: Где те, которые тебя осуждали?.. Они ушли — ответила она… И Я тебя не осуждаю; иди, но впредь не греши…
На этом примере мы видим, как Христос сумел заглянуть в человека, и увидеть все его возможности, которые были, как бы, закрыты поступками этого человека.
Другой рассказ такой же поразительный: встреча Христа с апостолом Петром после того, как апостол трижды от Него отрекся, по страху, испугавшись. Христос его не спрашивает: Сожалеешь ли ты о том, что ты сделал? Он ему говорит: Любишь ли ты Меня?.. И Петр от души отвечает: Да, Господи! Я Тебя люблю!.. Но трижды ему ставит Христос этот вопрос. И вдруг, осознав значение этих трех восклицаний, понимая, что вся очевидность против него, Петр говорит: Ты все знаешь, Господи! Ты знаешь, что я Тебя люблю!.. И Христос его принимает вновь в среду Своих учеников.
Разве мы умеем так поступать? Разве мы умеем поверить, что человек, который поступил по отношению к нам плохо, имеет право сказать: Да, я тебя люблю! У меня не хватило мужества, у меня не хватило глубины, во мне не хватило силы духа, но я тебя все-таки люблю, — и все возможно…
Если бы мы так умели друг ко другу относиться, если бы мы только умели друг во друга поверить, не быть ослепленными ни поступками людей, ни их действиями; не быть оглушенными их словами, а молчаливо заглянуть в человеческую душу и прозреть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и соответственно предложить человеку новую жизнь: наше доверие, и призвать жить в, полную, меру своего человеческого достоинства. Если бы мы так могли друг ко другу относиться, все было бы возможно среди людей, все преобразования, и новая жизнь настала бы для человечества.
Опубликовано: «Человек перед Богом». – М.: Медленные книги, 2019