Митрополит Антоний Сурожский

Цикл бесед о вере. Вместо введения

Радиопередача БиБиСи
1972 г.

Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. А на самом деле существует также вера в человека и эта вера в человека определяет нашу жизнь, по меньшей мере, так же часто и постоянно и глубоко, как вера в Бога.  Кроме того, в Бога ве­руют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в чело­века не обойтись.  Именно на вере в человека основаны все попыт­ки преобразования — общественного, политического, семейного. Потому что, что бы ни проповедовалось — будь-то религия, или новый жизненный строй, — если человек не вступит в труд, если человек не будет осуществлять того, что задумано, никогда оно никаким образом не осуществится.

Поэтому всякий преобразователь, всякий человек, призываю­щий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека. А в малых вещах, в повседневной жизни, все основано на этой вере: на том, что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться на нужду, на горе, на радость, что может послужить основанием к тому, как строить жизнь. И вот об этой вере мне хотелось бы сказать нечто.

Вера — это не легковерие, это не наивное отношение к че­ловеку, которое допускало бы, что все возможно, что стоит только обратиться к человеку — и он отзовется.  Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором нет подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в ко­тором нельзя вызвать доброе и достойное.  К этому мы приходим во всех областях жизни; сейчас во всех странах света идет гро­мадное преобразование, например, тюремной системы.  Раньше че­ловека заключали в тюрьму, чтобы его удалить от общества лю­дей; он был отрезанный ломоть.  Теперь все больше думают о тюрь­ме как о месте, где человеку можно помочь стать человеком.  И вот такое отношение и есть вера в человека. Эта вера не осно­вана на очевидности, часто приходится сквозь очевидность за­глянуть куда-то вглубь, и обнаружить что-то, чего как буд­то и нет.  В Евангелии есть два рассказа, которые очень яс­но показывают отношение Христа к человеку, Его веру в человека.

Первый рассказ мы находим в Евангелии от Иоанна, в 8-й гла­ве. Это рассказ о том, как к Спасителю привлекли женщину, взятую в прелюбодеянии. Очевидность была против нее, она была взята в преступлении, она подлежала осуждению и строгому наказанию. Христос ее не осудил. Он осудил ее поступок; Он не принял ее как прелюбодеицу, но вглубь заглянул.  Заглянув вглубь ее души, Он в ней увидел возможность новой жизни. Он прозрел в этой прелюбодеице чистоту, которая в ней не умерла. Когда эта женщина стала перед судом, когда она обнаружила, что ее грех значит смерть, она, конечно, опомнилась.  В тот момент, все, что ей говорили — что грех убивает, что грех разрушает — стало реаль­ностью; вот, она согрешила и ее теперь побьют камнями, по за­кону того времени. Она поняла, что если бы ей была дана жизнь, она больше никогда не прикоснулась бы к тому, что за собой влечет смерть. И это Христос прозрел. Он обратился к окружавшим ее евреям и сказал: Пусть тот, который без греха, бросит пер­вый камень!..  И все ушли.  И когда Христос остался один с этой женщиной, Он ей сказал: Где те, которые тебя осуждали?.. Они ушли — ответила она… И Я тебя не осуждаю; иди, но впредь не греши…

На этом примере мы видим, как Христос сумел заглянуть в человека, и увидеть все его возможности, которые были, как бы, закрыты поступками этого человека.

Другой рассказ такой же поразительный: встреча Христа с апостолом Петром после того, как апостол трижды от Него от­рекся, по страху, испугавшись. Христос его не спрашивает: Со­жалеешь ли ты о том, что ты сделал?  Он ему говорит: Любишь ли ты Меня?.. И Петр от души отвечает: Да, Господи! Я Тебя люблю!.. Но трижды ему ставит Христос этот вопрос. И вдруг, осознав значение этих трех восклицаний, понимая, что вся оче­видность против него, Петр говорит: Ты все знаешь, Господи! Ты   знаешь, что я Тебя люблю!.. И Христос его прини­мает вновь в среду Своих учеников.

Разве мы умеем так поступать? Разве мы умеем поверить, что человек, который поступил по отношению к нам плохо, имеет пра­во сказать: Да, я тебя люблю! У меня не хватило мужества, у меня не хватило глубины, во мне не хватило силы духа, но я те­бя все-таки люблю, — и  все   возможно…

Если бы мы так умели друг ко другу относиться, если бы мы только умели друг во друга поверить, не быть ослепленными ни поступками людей, ни их действиями; не быть оглушенными их словами, а молчаливо заглянуть в человеческую душу и прозреть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и соответственно предложить человеку новую жизнь: наше дове­рие, и призвать жить в, полную, меру своего человеческого достоин­ства.  Если бы мы так могли друг ко другу относиться, все было бы возможно среди людей, все преобразования, и новая жизнь на­стала бы для человечества.

 

 

Опубликовано: «Человек перед Богом». – М.: Медленные книги, 2019

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: