Может показаться странным на устах верующего, что я утверждаю с таким вдохновением, с такой уверенностью право человека на сомнение. А на самом деле — это только другой способ выразить всем известную и всеми принимаемую мысль о том, что человек должен быть честным до конца, честным, безусловно, с готовностью себя самого поставить под вопрос, свои убежденья поставить под вопрос. И это можно сделать, если мы верим, что есть что-то незыблемое, которое является предметом нашего изыскания. Человек боится сомнения только тогда, когда ему кажется, что если поколеблется уже созданное им мировоззрение, то колеблется вся реальность, колеблется все и уже ему не на чем стоять. Человек должен иметь добросовестностъ и смелость ставить все свои точки зрения, все свое мировоззрение, все, что он уже обнаружил о жизни постоянно под вопрос — во имя того, что он ищет, того, что на самом деле есть, а не ищет успокоенности и «уверенности».
Это чрезвычайно важно в научном исследовании; это чрезвычайно важно в философском мышлении; и это не менее важно в религиозном опыте. Мы не можем перерасти ограниченность нынешнего дня, если мы боимся поставить под вопрос его содержание. Говоря религиозно, один из писателей IV века, святой Григорий, говорил, что если мы создадим полную, цельную картину из всего того, что мы узнали о Боге из Священного Писания, из Божественного откровения, из опыта святых и вообразим, что эта картина дает нам представление о Боге, обо всем Боге, говорит нам все, что мы можем знать о Боге, — мы создали идола, и уже не способны дознаться до настоящего, живого Бога, Который весь — динамика и жизнь. И то же самое можно сказать о философских мировоззрениях. Как только философское мировоззрение делается абсолютной истиной, не может быть поставлено под вопрос, это значит, что человек уже не верит ни в прогресс, ни в возможность углубления, а живет, как бы, пятясь назад, глядя на то, что когда-то было сказано, обнаружено, объявлено незыблемой истиной, и что смотреть вперед незачем — опасно! Надо смотреть только назад, чтобы не потерять из виду того, что когда-то кем-то, коллективом или отдельным лицом было сказано. Это трусость перед жизнью, это страх перед истиной, это отрицание многогранности и глубины самой реальности. И то, что я говорю сейчас о науке, о философии, можно сказать также и о религиозных мировоззрениях. Не в том смысле, что Бог меняется, а в том, что мы можем с громадной радостью и вдохновением проходить мимо наших детских, юношеских представлений, представлений еще незрелых для того, чтобы вырасти в меру познания живого Бога, [Который не поддается] до конца никаким картинам, никаким определениям.
Теперь: в этом же отношении надо помнить, с какой радостью и вдохновением ученый, который поставил под вопрос, смело, оптимистично, правдиво свое мировоззрение, вырастает в другое мировоззрение, как новое открытие его вдохновляет и обогащает. То же самое могло бы быть и в мировоззрении человека в области философии. То же самое случается на самом деле, когда человек, который имел ограниченное, неполное представление о Боге, о человеке, о жизни, вдруг видит, как его представление рушится, не потому что в нем не было правды, а потому что выросло оно в новую меру правды. Потому что вдруг леса отпадают, и вырастает новое, интересное, прекрасное здание. Но мы не имеем права ни в науке, ни в философии, ни в религии, мы не имеем права заглядеться на созданное нами мировоззрение, заглядеться на это здание; мы должны знать, что оно временно, и что оно только нам говорит о том, что впереди еще большее.
Какая радость, что человек так велик, что он может себя перерасти, и что человечество так велико, что одно поколение, сменяя другое, получает наследие от прошлого и не делается его пленником и рабом. А на основании того, что когда-то было открыто человеческим опытом и умом, может себя перерасти во что-то совершенно новое, так, что жизнь действительно из ряда, последования статических положений вырастает в сплошную динамику, в творчество и в радость.
Дополнения, взятые в квадратные скобки, сделаны на основании бумаг Ирины фон Шлиппе.
Опубликовано: «Человек перед Богом». – М.: Медленные книги, 2019