В прошлой беседе я говорил о том, что за неимением глубокого личного религиозного опыта мы можем молиться молитвами, которые вырвались из душ святых. Но сразу встает вопрос о том, как приобщиться не к словам — это не трудно — а в тому опыту, который содержится в этих молитвах. Я уже давал в пример, что мы можем это сделать так же, как когда мы вслушиваемся в великие произведения музыкальных композиторов. Во всех отношениях они превосходят наш опыт. Не только в чисто музыкальном отношении, конечно, но их восприятие мира, глубина их чуткости, способность это восприятие мира выразить звуком, гармонией, внести такую дисгармонию, которая не разрывает смысл и строй, а наоборот, его подчеркивает и делает картину жизни и опыта реальной — вот эти свойства мы можем от них воспринять. У нас их нет, мы не часто так воспринимаем жизнь, как они. И вот таким же образом мы можем влиться в молитву святых.
Я могу это, может быть, также изъяснить другим примером. Бывает, что ребенок забыт где-нибудь в углу гостиной, когда разговаривают взрослые. Он слушает; сначала он слушает эту речь взрослых, и она ему кажется непонятной, нелепой: что это они всё говорят о вещах, совершенно ему недоступных! И потом вдруг кто-то заговорил, и ему всё стало понятно: этот человек рассказывает что-то, и через этот рассказ до ребенка доходит понимание жизни этого человека, он что-то может уловить, он слушает и всей душой говорит: Да, совершенно верно, это так, это так!.. А потом речь снова делается «взрослой», и он перестает понимать. А минутами взрослые говорят такие вещи, которые он никак не может воспринять, которые не только превосходят его опыт, но и идут вразрез с его опытом.
Так бывает с нами, когда мы вчитываемся и вслушиваемся в молитвы святых. Они — как взрослые, мы — как дети. Их опыт иногда бесконечно превосходит наш. Но если мы только станем слушать внимательно, с интересом — не стараясь приспособиться, стараясь понять всё, что нам доступно, и отреагировать на то, что нам недоступно, то наша молитва будет всё глубже, утонченнее и правдивее. Минутами, отвечая, отзываясь на молитву святого, мы скажем АМИНЬ! — что значит: «Да, да, это правда! Всей душой я с этим согласен!» Минутами его молитва станет нам непонятна, и тогда мы можем сказать: Господи — не понимаю! Как же это возможно?.. Минутами такое выражение, как «Я самый большой грешник на земле», исходящее из уст человека, о котором мы знаем, что он был святой, нам кажется совершенно нелепым, и мы скажем: Господи, это не может быть, и я этого о себе сказать не могу, я не чувствую себя грешным! — вот тогда наша молитва будет правдива, тогда мы можем приступить к молитвам святых, не стараясь влиться в них искусственно, сделать вид, будто все эти слова — мои собственные, а употребить их так, чтобы о себе сказать правду и от святого узнать больше правды, чем до сих пор мы знали. Тогда наше сознание расширится, мы начнем понимать больше, чем мы понимали, мы будем понимать хоть то, что есть люди, у которых опыт глубже и больше нашего, как мы это понимаем, когда вслушиваемся в прекрасную музыку или вглядываемся в картину великого мастера. В следующей беседе я скажу еще немножко больше об этом, а пока подумайте о тех молитвах, которые вы знаете, и примерьтесь к ним, попробуйте узнать тех людей, которые их писали, из их слов, из их опыта.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.