В прошлой беседе я говорил о том, как мы можем влиться в опыт святых, вчитываясь, вслушиваясь в их молитвы, которые они составили из глубины этого своего опыта, опыта Бога, жизни с Ним и своего глубокого человеческого опыта. Сравнивал я это приобщение к их опыту с тем, как ребенок может прислушаться к разговору взрослых, влиться в часть этого разговора, недоумевать обо многом. Но когда это бывает с ребенком, он не только слушает; в какой-то момент он может обратиться к кому-нибудь из говорящих и попросить его разъяснить, объяснить что-то.
Так же должны были бы мы поступать по отношению к святым, молитвы которых мы употребляем. Если действительно, как мы верим, Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, если все живы для Него, если в вечности те святые, которые на земле составляли эти молитвы, продолжают жить, то они могут быть и теперь нам близки. И вот приступая к какой-либо молитве, надписанной именем одного из святых, как бывает в молитвенниках: молитва святого Иоанна Златоуста, Василия Великого, Марка Подвижника — раньше чем даже приступить к этой молитве, почему не обратиться к этому святому и не сказать: Святой Иоанн, святой Василий, святой Марк — я сейчас буду молиться твоими словами, я всей душой попробую приобщиться к краешку твоего опыта, — помоги мне!..
Чем же он может помочь? Во-первых, он может помолиться о нас: Господи, благослови его, просвети, вразуми, дай ему понять то, что ему до сих пор было непонятно… А во-вторых, каким-то таинственным образом — и это опытом известно, изведано очень многими — он может приоткрыть нам тайну собственной своей души и сделать нам понятным то, что иначе было бы непонятно. И наконец, он может нашу слабую молитву как бы на своих руках поднести перед лицо Божие и сказать: Молится он — как ребенок лепечет, но посмотри: с какой искренностью, как честно, с каким желанием понять, с каким желанием приобщиться Тебе он это делает. Господи, благослови его!..
И если мы будем так поступать, если мы будем вдумываться в слова молитвы не в момент молитвы, а в свободное время, когда у нас есть время задуматься и продумать то, что мы читаем, если, как говорил Феофан Затворник, мы вчувствуемся в эту молитву, т. е. попробуем уловить какой-то ее глубокий звук, как бы музыкальный звук, как бы уловить настроение этой молитвы, понять, что стоит за словами, какие чувства, а, значит, и какой жизненный опыт — если мы будем это делать в свободное время, то когда мы предстанем перед Богом с этой молитвой, мы каждый раз будем немножко богаче, и наше обогащение, наша близость с этим святым будет всё возрастать, он нам станет родным, он будет нам знаком, он будет нам близок. И тогда его слова станут живыми словами и начнут преображать, перестраивать нашу душу, а, следственно, и нашу жизнь.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.