В последних двух беседах я хочу поговорить с вами об особенной молитве, которая в православной церковной практике называется Иисусовой молитвой. Иисусова молитва потому так названа, что сердце этой молитвы — имя и личность Господа Иисуса Христа. Читается она так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Как говорили древние писатели и как ясно из содержания этой молитвы, она содержит, с одной стороны, полное исповедание веры, и с другой стороны — всё, что человек может сказать о себе самом: Помилуй меня, я грешен!
Я хочу остановиться на этих двух понятиях: на первой половине, в которой мы исповедуем нашу веру, и на второй, где мы говорим о себе самих.
Эту беседу я посвящу первой части: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий… Мы называем Иисуса Христа своим Господом не только потому, что Он — Творец, не только потому, что Он — Бог, но потому, что мы собственной волей, без принуждения, избрали Его Господином, хозяином нашей жизни. И это значит, что между Ним и нами устанавливается связь взаимной верности, взаимной преданности, и что когда мы называем Его Господом, нам дорого делается каждое Его слово, каждое Его желание, каждая Его заповедь, и что мы готовы быть послушными Ему: не как рабы, не из страха, а потому что Он наш Учитель, Наставник и идеал человека. Мы называем Его Господом, и мы должны жить так, чтобы через нас Он господствовал и в нашей жизни, и в жизни других; но господство Его заключается в любви, а не во власти, и поэтому, называя Его Господом, мы себя отдаем делу служения, служению любви.
Иисусом мы называем Его, напоминая себе, исповедуя, проповедуя, что у Бога есть человеческое историческое имя, что Бог стал человеком, что Он воплотился, и что Тот, Кого мы называем Иисусом, Кого мы назвали своим Господом, есть Бог наш, но что Он — человек, один из нас, и мы Ему родные, свои. Он в Евангелии нас называет братьями, и в другом месте Евангелия говорит нам: Я вас не называю слугами, а друзьями, потому что слуга не знает воли своего господина, а Я вам всё сказал… Иисус — историческое имя Бога воплощенного.
Христом мы Его называем (и это слово греческое, которое значит «помазанник»), чтобы указать, что Он — Тот, о Котором весь Ветхий Завет говорит, что придет посланник от Бога, на Котором почиет Святой Дух, Который будет завершением всей человеческой истории и средоточием ее, завершением всего прошлого и началом вечности уже теперь, раньше чем время придет к концу.
И наконец, мы называем Его Сыном Божиим, потому что по нашей вере и даже по нашему опыту мы знаем, что тот человек, который родился в Вифлееме, который назван был Иисусом, на самом деле не только сын Марии Девы, но Сын Самого Бога, что Он — Бог воплотившийся и ставший человеком.
Это — вся православная вера: господство любви, признание Иисуса Сыном Божиим, наше признание того, что Он — завершение всего прошлого истории, средоточие ее и начало будущего: и будущего человечества на земле, и всей вечности. Со Христом начинается новая пора человеческой истории; Христос внес в нее понятия, которые до Него не существовали. Одно из самых важных понятий —..это бесконечная, абсолютная ценность каждой человеческой личности. И только поэтому каждый отдельный человек может признать Иисуса Христа Господином; не только Его исповедовать таковым, но жить согласно Его воле, не утрачивая своего человеческого достоинства и не теряя из вида своего человеческого величия.
В этой беседе я попробовал изложить самые основные понятия первой части Иисусовой молитвы. В следующей беседе я попробую разъяснить, что значит быть грешником и почему, обращаясь к Богу, мы употребляем эти слова: Помилуй — вместо того, чтобы употребить бесконечное количество богатых слов, полных значения, которые у нас существуют на человеческом языке.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.