В прошлой беседе я говорил об Иисусовой молитве, той молитве, которая выражается словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». И я попробовал объяснить, почему с самой древности первые слова этой молитвы рассматриваются как сокращенное Евангелие, как исповедание всей христианской веры в нескольких решительных словах.
А сегодня я хочу остановиться на второй половине этой молитвы, а именно, на словах «Помилуй меня, грешного». Как может всякий человек себя назвать грешным? Может ли честно всякий человек это сделать? Не будет ли это лицемерно, правда ли это?
Это не всегда было бы правда, если бы понятие греха относилось только к нравственным категориям правдивости, честности, добротности нравственной. Но есть более глубокое, основное значение этого слова «грех».
Грех это прежде всего потеря контакта человека с собственной своей глубиной. Человек глубок — а так часто он живет поверхностно и только поверхностными чувствами, понятиями, и вместо того, чтобы жить из глубины, действовать из сердцевины своего бытия, он живет отраженной жизнью, человек реагирует на жизнь — простой отблеск тех лучей, которые падают на него.
И это первый и основной грех: поверхностность, потеря глубины, потеря контакта с этой глубиной. И в результате человек теряет контакт с содержанием этой глубины, т.е. с Богом. В одной из первых бесед я упоминал слова архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея, который говорит, что в каждом человеке есть бездонная глубина, форма как бы которой — Сам Бог. И вот живя на поверхности собственной жизни, человек теряет контакт с Самим Богом. И потеряв контакт с Богом, человек становится чужим и для своего ближнего, для окружения, для людей и для всей жизни. Он становится, только таким человеком, который живет в себе, для себя, для которого центр жизни — он, и жизнь делается такая же бедная, как его малое содержание.
Феофан Затворник говорит, что такой человек подобен древесной стружке, которая свернулась вокруг внутренней своей пустоты. И вот это и есть греховное состояние; и это состояние в себе может, должен признать всякий человек, если он только честен: кто может сказать, что он живет всеми глубинами своей души, своего сердца, своего ума, всем размахом своей воли, всей смелостью, всем благородством, всем величием своим?
И вот становясь перед Богом, Который и есть величие, Который создал нас для величия, мы не можем не признать своей греховности, того именно, что мы отпали от своего первородного достоинства. Поэтому мы, конечно, можем обратиться к Нему с криком души: Господи, прости! Какой позор: Ты меня создал великим, а я измельчал, так постыдно измельчал…
Но слово «помилуй» не значит только «прости»; это слово греческое, которое значит очень многое; оно значит «прости, останови Свой гнев, дай мне время опомниться, дай мне возможность зажить новой жизнью». Это значит «дай мне помощь Твою, чтобы мне вырасти в ту меру величия, которую Ты предназначил мне». Это значит «увенчай меня этим величием». И поэтому это слово «Господи, помилуй!», по-гречески «Кирие, элейсон», мы употребляем во всех случаях жизни: «Прояви ко мне Свою первоначальную любовь! Прояви ко мне ту любовь, которую Ты явил нам в Иисусе Христе, ту крестную, жертвенную, великодушную любовь, обласкай меня, утеши меня, исцели меня, сделай меня вновь человеком, достойным этого звания, т.е. в конечном итоге, достойным быть Твоим другом во веки веков».
На этом я кончаю свой ряд бесед о молитве. Употребляйте эту молитву; она проста, но учитесь употреблять ее со всей правдивостью и искренностью, помня, что, назвав Иисуса Христа Сыном Божиим и Господом, вы обязуетесь жить достойно Его величия и вашего величия.
Опубликовано:
Беседы о молитве. СПб., 1995;
Может ли еще молиться современный человек? Клин: Христианская жизнь, 1999;
Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011.