Митрополит Антоний Сурожский

Новые экуменические нужды и перспективы приходов Сурожской епархии. Доклад митрополита Антония на сессии Епархиального Собрания

9 июня 2001 г.

Я хотел бы объяснить, почему мы учредили Епархиальное Собра­ние, какие цели мы перед ним поставили, и чего, как мне кажется, мы не вполне достигли, и также обратить свой взор на внешний мир, в котором мы живем.

Что касается учреждения нашего Собрания, то очень немногие из здесь присутствующих были его членами с самого начала. Оно было создано, когда мы опасались, и не без причины, вмешательства советских политических властей, потому что мы принадлежали Русской Церкви, а Русская Церковь была под их значительным контролем. Епархи­альное Собрание было учреждено с целью объединить группу людей, сознающих свое призвание как Церкви быть свободной, провозглашать Евангелие и создать общину людей, которые ни в какой мере не были бы порабощены никакой формой политической власти.

Это был первый шаг. Обстоятельства с тех пор изменились, по­тому что изменилось положение в России, хотя и не так радикально, как можно предположить, когда речь идет о свободе и независимости нашей Церкви и нашей Епархии. На сегодняшний день мы стоим перед проблемой риска, порождаемой дружбой между Церковью и государст­вом, которая может, как в прошлом, привести к тому, что Церковь в той или иной форме станет орудием государства: дружба ведет к со­трудничеству, и, следовательно, к зависимости.

Мы должны задуматься над этим и делать всё возможное, чтобы оставаться морально и административно свободными. На данный момент административных проблем нет. Мы свободны строить свою Епархию как считаем нужным. Но морально мы должны отдавать себе отчет, что у Церкви в России есть проблемы, она стоит перед лицом искушений и риска. Наше дело оставаться независимыми: не путем утверждения се­бя против Матери-Церкви, но будучи организмом настолько морально и административно свободным, чтобы мы могли быть образцом церковной жизни. За эти слова меня могут обвинить в самонадеянности. Как мы можем быть образцом? И тем не менее, мы в очень привилегированном положении.

Мы представляем собой группу людей, которые выбрали быть пра­вославными, которые избрали быть верными Евангелию как его провоз­глашает Православная Церковь с изначала, и мы представляем собой группу людей, которая никогда не была ни в какой зависимости от гражданских властей. И это очень важно и ценно. Это положение мы должны хранить со всей энергией и убеждением. Это не означает, что мы должны бунтовать, быть недружелюбными или нелояльными. Это зна­чит, что мы должны быть тем, чем Церковь призвана быть: организмом людей, чей единственный Господь и единственный закон есть Еванге­лие, организмом людей, которые сделали выбор быть вестниками Еван­гелия и вестниками Христа в мире, в котором мы живем. Мы не можем быть ничем иным, как свободными, и провозглашать истину, живя жизнью, достойной этой истины. Это насущно, потому что проповедь Евангелия начинается с того, чтобы жить Евангелием так, чтобы лю­ди смотрели на Православие или даже на такую малую группу, как мы, и говорили: «О, так вот, что такое Евангелие!» И, как сказал один древний писатель: «Люди, глядя на нас говорят: «Как они друг друга любят!»

Мы призваны не только любить друг друга, но любить всё Божие творение и служить ему любой ценой. В наши дни — это не цена крови, не цена жизни, в том смысле, что нас не могут предать на смерть и на страдания; но цена заключается в том, как мы живем, — люди смотрят на нас и видят Православие как нечто уникальное, по­тому что оно неповторимым образом являет сущность Евангелия.

И надо делать гораздо больше, чем мы до сих пор делали. Епар­хиальное Собрание было в большой мере административным органом. В большой мере Собрание было местом, где мы обменивались мнениями и убеждениями. Но администрирование не должно убивать сущности жиз­ни, интенсивности жизни.

Все эти годи Собрание думало и действовало вдумчиво, умно, творчески. Однако одного Собрание не выполнило. Собрание со­стоит из людей, которые представляют свои приходы; но возвращают­ся ли члены Собрания в свои приходы с тем, чтобы сделать их участ­никами того идеала, который собрал нас здесь вместе?

Недостаточно, чтобы мы, как тесно замкнутый организм, понима­ли вещи и существовали. Надо, чтобы приходы бывали оповещены, для чего существует Собрание. После каждой встречи Собрания приходы не только должны стать участниками того видения, которым руководилось наше обсуждение, но и духом встречи: что мы собираемся сделать; что мы призываем сделать наши приходы. Наша Епархия в целом долж­на больше, чем теперь, стать живым организмом людей, который жи­вет страстно, спокойно, с решительной устремленностью, убеждениями Евангелия и взаимоотношением с Господом Иисусом Христом.

Мы должны передать нашим приходам и каждому вокруг себя идеал Епархии, идеал поместной Церкви, потому что Епархия есть Церковь в данном месте, в данных обстоятельствах. Мне приходится поставить перед собой вопрос, делали ли мы это; оглядываясь на­зад — поделились ли мы чем-то со своим приходом; стало ли нам настолько ясным то, что мы получили здесь, что мы обнаружили, что нам есть чем поделиться; чем-то, что не является единственно результатом деловой дискуссии. Это очень важный момент.

Приходы и Епархия очень изменились с тех пор, как была учреж­дена Епархия и Епархиальное Собрание. Был приток русских, был ряд англичан, обратившихся в Православие, у нас в Епархии сейчас есть люди, не принадлежащие английскому или британскому миру, или рус­скому миру — греки, болгары, сербы и другие. И мы находимся в процессе становления поместной Церковью; поместной Цер­ковью, которая охватывает и объединяет людей всех национальностей, происхождения, культур, таким же образом, каким это происходило в ранней Церкви,

Ранняя Церковь была организмом людей, настолько чуждых друг другу, что они не могли даже общаться друг с другом кроме как че­рез Церковь. Тут был и господин, и раб; был римский гражданин и члены порабощенных стран; были люди, говорившие на целом ряде языков, укорененных во множестве культур. Один стоял высоко, другой — очень низко. Но они все могли быть заодно, потому что у них было одно общее: Господь Иисус Христос был их Господом, их Вождем, их Владыкой, Он был для них Истиной, Он был Путем, Он был Дверью, от­воряющейся в вечность.

Поскольку мы больше не живем в христианском мире, Церковь все больше становится такой, какой она была в ранние века. Еще могут оставаться осколки в Традиции, в христианской культуре, но мир как таковой больше не христианский мир. Он развалился нравст­венно, философски, богословски и во всех возможных отношениях. Но мы должны провозглашать то единственное, что мы можем дать, и сделать народ единым телом — Телом Христовым, не организмом людей, которые просто согласны друг с другом в том, что есть лучшее для них, но Телом, которое есть Христово воплощенное Присутствие. Отец Сергий Булгаков сказал, что каждый из нас есть воплощенность, воплощенное присутствие Господа Иисуса Христа, и все мы вместе — Тело Христово, организм людей, который есть Христово собственное присутствие, потому что все мы крещены во Христа, мы все стали членами Его Тела, и встречающие нас должны были бы уз­навать это в нас.

Сегодня мы живем в мире, в котором экуменическая работа, экуменические взаимоотношения очень отличаются от того, чем они были, когда я только приехал сюда. Тогда были четко обозначенные деноминации. Были попытки встретиться н попытки понять друг друга. Те­перь этого больше нет, и в результате возникла большая неразбери­ха. Если только мы не углублены коренным образом в молитвенную жизнь и в жизнь Церкви не как в администрацию или деноминацию, но как в Тело Христово, последует чувство отчуждения. Мы должны осу­ществить иное видение и искать нового подхода.

Прежде всего, христиане больше не одно целое. Они разделены на деноминации. Вот уже продолжительное время мы стараемся встре­титься и найти общий язык. К сожалению, мы, как будто, нашли об­щий язык, который позволяет нам, оставаясь разделенными, всё же становиться друзьями, и братьями, и сестрами. Этого недостаточно. Преодолевать разделение с помощью компромисса — не решение вопро­са. И оставаться разделенными, претендуя, будто мы едины — так­же не решение, это предательство Христа и Его Евангелия. То, что мы должны сделать, это принести Западному Православию, с заглавным «П», не деноминацию, а новое присутствие Христа.

Когда Русская Православная Церковь стала членом Всемирного Совета Церквей, нас представлял епископ Иоанн Вендланд. Я никогда не забуду того, что он сказал. Он обратился ко Всемирному Совету Церквей с такими словами: «Мы хотим благодарить вас за то, что вы приняли нас, православных, в свою среду. Вы можете спросить, что мы вам приносим. Мы вам не приносим новой деноминации, мы прино­сим веру ранней Церкви, Мы не оказались способными быть на высо­те ея. Мы передаем ее вам и надеемся, что вы сумеете принести плоды, которых мы не сумели принести…» Это было введением Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей.

В этом высшая правда: мы не приносим новой деноминации, а ес­ли мы считаем себя новой деноминацией, то мы предаем Православие и чужды собственному призванию. Что мы должны приносить — это Хри­ста и дух Церкви, как это было в ранние века прежде признания её государством, что наложило на нее столько цепей. Если вы взгляне­те на историю Церкви, вы легко убедитесь, что Вселенские Соборы созывались в моменты кризисов по приказу государства, потому что государство, византийские императоры хотели, чтобы Церковь была центром единства для империи, а не (жизненный) опыт как таковой. Отец Георгий Флоровский сказал однажды, что да, Вселенские Собо­ры созывались законно, они законно провозглашали истину Правосла­вия, но они никогда не дали ответа еретикам и тем, кто откололся от Православия. Мы осуждаем их, мы видим в них чуждые элементы, но мы не нашли языка, не нашли аргументов для дискуссии с ними, кроме интеллектуальных, философских аргументов, но не таких, кото­рые касались бы существа христианской жизни. И мы находимся в том же положении.

Мы спорим с деноминациями (хотя теперь и спорим-то очень мало, поскольку не переживаем разницу между деноминациями так, как пере­живали ее 50, 60, 70 лет назад), но до сих пор не отвечаем на во­просы, которые должны относиться к преображению мира.

Мы живем в мире, который в большой мере стал языческим миром. У нас нет нравственного кодекса, у нас только видение чело­вечества и человека — что совершенно различно. Когда люди говорят, что Церковь или церкви чужды современности, потому что они веруют в устаревшие понятия — такие, как брак — это к делу не относится. Дело в том, что Церковь и не спорит с тем, что принял нецерковный мир, — Церковь являет видение, которое и выше, и больше.

Человек, который сыграл для меня большую роль в раскрытии ве­ры, который был иподиаконом Патриарха Тихона и с его благослове­ния стал протестантом и евангелическим проповедником, писал, что если вы ведете с кем-то дискуссию, то человек будет сопротивляться и от­вергать ваши аргументы. Вы должны говорить выше его аргументов, так, чтобы ваш собеседник вслушался в то, что вы говорите и ска­зал бы: «Как это величественно!» и таким образом открылся тому, что вы хо­тите передать ему. Это мы должны научиться делать в том мире, в котором мы живем в настоящее время. Экуменизм больше не является путем компромисса, путем объединения различных церквей и сближения между собой людей верующих, потому что чем больше ком­промисс, тем легче быть вместе. Экуменизм как мы должны понимать его — это склад ума, признающий Христа Господом и Царем экумены, вселенной; и наша роль — сообщить этой мировой ситуации истину, которая охватит ее, вберет ее в себя и приведет к величию, к рас­цвету, к красоте, которых она доселе не знала.

Итак, когда мы думаем о нашем Собрании и о нашей Епархии, то Собрание — это место, где мы должны продумывать все это, и проду­мывать не только умом, но и всем существом, со всей страстью, какая у нас имеется, даже если сами недостой­ны, не в меру этого. Я совершенно недостоин того, что я проповедую, дело не в этом. Я буду отвечать за это. За свои слова я буду судим и, вероятно, осужден. Но слова остаются правдой. И мы должны быть готовы провозглашать правду не как интеллектуальную истину, не как фило­софию, но как жизнь. Используйте слова, используйте всю вашу жизнь — включая и Литургию — не как благочестивые действия для замкнутой общины, но как путь к ведению Христа и ведению вечной жизни для людей, вне стоящих.

Вот каким должен быть наш новый экуменизм: не экуменизм бо­гословской дискуссии и аргументации, компромисса и нахождения об­щих путей, но экуменизм людей, которые, как бы недостойны они ни были того, что проповедуют, могут, однако, в изумлении сказать: «Вот, что Христос открыл мне. Я хочу поделиться этим с вами; я ни­когда не был способен жить соответственно, — вы можете. Возьмите это и станьте поистине Телом Христовым».

 

Пер. с англ. Татьяны Майданович

 

Опубликовано: Соборный Листок. 2001, ноябрь. № 357.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: