Митрополит Антоний Сурожский

Память преподобного Павла Препростейшего

28 января 1973 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Указывая каждому из нас прямой и личный путь ко спасе­нию, святой апостол Павел говорит: «Пусть каждый живет в ме­ру того, что он по сей день познал…» Нам часто кажется, что для того, чтобы найти путь к спасению, для того, чтобы его достичь, нам надо знать очень многое. На самом деле доста­точно знать одну вещь, но не умом только и не только отзыв­чивостью сердца, но всей силой жизни. Мы сегодня вспоминаем святого Павла Фивейского. Он нам может послужить образом то­го, сколь мало надо знать, чтобы спастись, и как много надо приложить труда для того, чтобы это знание стало жизнью. Он был простым крестьянином Египта во времена святого Анто­ния Великого. Услышав в церкви евангельские слова о спасении, он решил искать спасения всей силой своей души, всей стойкостью своей, изо всех сил, и пришел к святому Антонию, прося его наставления. Святой Антоний ему сказал: «Путь спа­сения прост; воздерживайся в пище и питии, ограничивай себя в отдыхе и сне, трудись, и молись непрестанно…» Павел ему ответил на это: «Первые твои советы мне легко исполнить; я всю жизнь работал сверх своих сил, спал, ел, пил не вволю, и мне это осуществить нетрудно. Но как мне молиться?..»  И Антоний ему ответил: «Сядь рядом со мной, будем плести кор­зины, и я тебя научу наизусть всей Псалтири…» Так они и сделали: сели, и начав работу, святой Антоний произнес пер­вые слова первого псалма: «Блажен человек, который не идет на совет нечестивых…» Павел его остановил: «Позволь мне теперь походить и затвердить эти слова…» Он ушел, и так его Антоний многие годы не видал. Прошло много лет, и как-то в пустыне святой Антоний набрел на своего ученика: «Что же, — сказал он ему, — с первых слов моего наставления ты меня покинул?.. — Нет, — сказал ему Павел, — я тебя не покинул, но вот уже сорок лет я стараюсь стать тем человеком, который не ходит на пути нечестивых…» Он поставил святость целой жизни на искреннем старании осуществить ту единствен­ную заповедь, которую он получил через Антония от Бога. На этих словах о том, что нет нам пути туда, где ходят нечестивые, что путь нечестивых — погибель, а путь Господень — жизнь, он построил весь свой подвиг в пустыне. Мы знаем не­померно много, у нас разбегаются глаза, когда мы ставим се­бе вопрос о том, как жить по Христову, как жить по Евангелию, — а было бы так просто поставить перед собой вопрос: «Есть ли во всем Писании, в том, что я читал на дому и слышал в церк­ви, есть ли такое слово, которое коснулось моего сердца, от которого я мог бы сказать, как странники в Эммаусе: «Не горе­ло ли во мне сердце мое, когда Он, Христос, говорил с нами на пути?» Такое слово, которое озарило наш ум пониманием, и душу и волю сочувствием, и всего человека привело в какое-то благодатное состояние бодрости… Если бы каждый из нас на­шел одно такое слово, такую заповедь, нашел такой образ из жизни Христа или святых и осуществил его жизнью, беспощад­ным и вместе с тем радостным подвигом — беспощадным потому, что в нас всегда будет косность, но радостным тоже потому, что это значило бы стать тем человеком, который уже пони­мает Христа, который с Ним — уже одна мысль и одно сердце и одна воля, — тогда  мы могли бы жить тем, что мы уже по­знали, по слову апостола Павла, и жить творчески, глубоко, жить уже теперь общением, единством со Христом, и с радостью чувствовать, как подымается в нас заря новой жизни, как нарастает вечность, как делается она родная, как постепенно она разрывает то, что нас связывает с землей и делает нам смерть родной и вечную жизнь — желанной от всего сердца и от всего ума.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: