С большим нетерпением и надеждой каждый из нас ждал предстоящей VIII Международной конференции, посвященной памяти и наследию дорогого владыки Антония Сурожского, и вот, наконец, она состоялась. Тема конференции звучала как вопрос: «Кризис: суд или открывающиеся возможности?» Невероятно насыщенным оказался первый день мероприятия, но это неудивительно, потому что тема кризиса, выбранная для нее, близка каждому. «Все и вся» сталкиваются в своей жизни, мировоззрении, вере с различными кризисами, но благодаря слову владыки они осмысляются и переживаются нами гораздо глубже и целительнее…
Открыл конференцию директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин. В своем приветственном слове он отметил, что то, что мы обращаемся к слову митрополита Антония Сурожского на фоне мировых кризисов, является естественным, потому что судьба владыки прошла через великие потрясения ХХ века: «Опыт, слово, свидетельство владыки помогают нам искать опору в «вихре катастроф», помогают выстоять, сохранить цельность человека, народа, нации, мужество и творческий подход в изживании кризисов».
Далее в своем докладе под названием «Бог под вопросом. Кризис веры» протоиерей Кирилл Каледа отметил, что современный пандемийный кризис является всего лишь «внешней накладкой», которая заставляет нас задуматься о смысле жизни. Основной, глубинный кризис кроется в состоянии человеческой теплохладности, поэтому большинство людей просто не задаются вопросом, есть Бог или нет. Опираясь на проповедь владыки Антония, прот. Кирилл развивает мысль о кризисе и органично подводит ее к теме богооставленности Иисуса Христа на Кресте. Митрополит Антоний очень часто говорит о мере солидарности Христа с нами, он даже называет Его атеистом[1] в том смысле, что когда Господь возопил на Кресте «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34), Он испытал такую оставленность Отца, как ни один атеист по-человечески испытать не может. Тем самым владыка подчеркивает, что даже Иисусу Христу было свойственно пережить некоторого рода кризис. «Для того чтобы человек возрастал, очень часто ему нужно пережить некий кризис веры», — заключает отец Кирилл словами владыки Антония. «Поэтому мы должны радоваться и благодарить Бога за сомнения, — продолжает о. Кирилл. — Значит та “модель” Бога, составленная нами, не соответствует реальности Бога, и нам необходимо эти сомнения с помощью Божией разрешить и перейти на новый этап отношений с Ним».
«Сомнения, которые мы разрешаем с Божией помощью, только укрепляют нас и утверждают на новой, более устойчивой платформе… Однако мы нередко пытаемся решить наши вопросы от нашего ума, но, по всей видимости, решение содержится в той жажде по Богу, о которой говорит владыка Антоний. В жажде новой встречи с Ним», — рассказал протоиерей Кирилл.
Удивительно, точно эта мысль перекликается с докладом Екатерины Алексеевны Савиной, которая поделилась своим опытом психолога-консультанта, опытом работы с людьми с сильными зависимостями. По ее опыту и мнению, путь к выздоровлению лежит через осознание своего бессилия; и насколько человек сумеет признать сам факт своего бессилия, настолько он будет выздоравливать. Иначе он просто может погибнуть в своем отрицании кризиса. Поэтому именно принятие своего бессилия или осознание своего кризисного состояния является первым шагом на пути ко спасению, исцелению. Завершает свою мысль Екатерина Алексеевна невероятно красивой фразой: «Бог в бессилии стоит перед нами, ожидая от нас нашего бессилия, чтобы явить Свою силу… Внутренний кризис, неспособность молиться, просить и т.д. переживали многие из нас, но если внутри есть тоска по Нему, есть этот крик, то тогда спасение осуществляется».
Непосредственно молитвенный кризис был темой докладов прот. Алексея Уминского и Константина Михайловича Мацана. Оба докладчика горячо свидетельствовали о важности живой молитвы, живого общения с Богом, о том, что молитва своими словами может быть намного более искренней и глубокой, нежели «вычитывание» молитвенного правила. По мере возрастания в вере наше «я» уменьшается, а отношение к Богу превращается в интуицию, которую Константин Мацан, опираясь на слово владыки, назвал «Ты еси». Как-то, совершая Божественную литургию, митрополит Антоний был поражен словами «Ты бо еси Бог», где о Боге-Отце говорится всего лишь одно слово — «Ты». «В этом “Ты” уже все заложено без дополнительных определений. Эта мысль о том, что Бог живой, и Он действует в первую очередь. Эта мысль, мотив, который прошивает очень разные темы владыки».
Иерей Драгош Хереску поделился мыслями о том, что сегодня быть верным для православного христианина — это настоящий «челлендж». И, чтобы, по мысли владыки, «выйти из своего огороженного сада Православия», т.е. сделать переход от церковничества к христианству, этот «челлендж» необходимо преодолеть. Отец Драгош выделил три основных решения, которые предлагает владыка Антоний для этого преодоления:
Основной темой доклада Бориса Сергеевича Братуся было соотношение Божественной реальности, которая «отмыкается» изнутри сердца человека, и человеческой истины, которую мы слепо стремимся утвердить, оставляя замысел Бога в стороне. Вся человеческая история пронизана упованием на грядущее, попыткой решить все кризисы и катастрофы в будущем, а не в той реальности, которая и есть Бог. Отсюда возникает две противоположные парадигмы.
На первом пути — попытка построить коммунизм, лозунги про свободу, равенство и братство, светлое будущее. Однако эта «прямая» исторически всегда начинает кривиться и в конце концов замыкается в «чертов круг», подтверждая пословицу «за что боролись, на то и напоролись».
Основа другого пути: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). В свете такого понимания мира, первый путь, —движение, обещавшее новый успех, но скоро превращавшееся в круг, — свидетельство забвения и предательства Божьего Логоса и подстановка, подмена его логосом человеческим. Сами будем как боги. «Отсюда, по мнению Бориса Сергеевича, — отрицание реальности и желание нового будущего, которое будем строить сами».
«Что день грядущий нам готовит?» Гул от того, что может случиться, неясно распознаваем. Надрываются зазывалы всех мастей, обещая наперебой очередную гладкую дорогу к благоденствию. Тем временем, перед дверью нашего сердца стоит Христос, в надежде, что его тихий биения стук будет услышан и дверь будет отворена…
Завершил этот день конференции увлекательный круглый стол, посвященный теме кризиса веры, с трагическим эпиграфом из Божественной Комедии Данте: «Я очутился в сумрачном лесу». Наиболее важными для меня были слова прот. Владимира Архипова о том, что главная причина кризиса — это Сам Христос и все Евангелие в целом. «Он — камень преткновения и «лежит на падение и на восстание многих»» (Лк. 2:34). Но из «внутреннего сумрака» можно выбраться путем смирения и путем различения голоса Христа среди своих эмоций и фантазий. Именно в попытке разрешить кризисную ситуацию, по мнению о. Владимира, открывается сердцевина нашей личности.
[1] «Ни один атеист никогда не переживал такую потерю Бога, не впадал в такой атеизм, как Христос, Который испытал эту потерю и умер от нее, – Он, бессмертный и в Своем человечестве, и в Своем Божестве. (Митрополит Антоний Сурожский. Труды. Книга первая. М., 2014. С. 265-266)