Жизнь усеяна кризисами, внешними и внутренними, разного масштаба и характера. Какие бы они не были по сложности и последствиям, все являются школой мудрости, терпения, любви, веры, познания самого себя.
Они заставляют думать, задавать вопросы по сути, искать честные ответы, страдать, любить. Когда-нибудь они откроют глаза и сердце к Богу. Горизонт и глубина нашего понимания мира раздвинется, душа откроется к новой реальности.
Но насколько актуален разговор о кризисе веры? Разве он неизбежен? Разве вера не может находиться в состоянии уверенного, постоянного развития и возрастания? Ведь у нас для этого есть все средства – молитва, Евангелие, таинства, жизнь и опыт святых.
Значит не так все просто со спокойным, умиротворяющим, гарантирующим удачу течением веры.
Но если вера это познание Бога и следование за Христом, а Он гоним и умален, не понят и распят, а Его призывы о блаженстве и Царстве парадоксальны и не понятны даже для апостолов, то, как можно пройти путь за Ним без испытаний, вопросов и сомнений?
Перед евангельскими парадоксами претыкается сознание и разум. Бог бесконечно велик и бесконечно мал, бесконечно далек и в то же время не далек от каждого из нас, Он безгрешен, но несет на себе грехи мира, свободен и пленен, всемогущ и бессилен, Его любит весь мир, но Он одинок. Призывы Христа парадоксальны – кто хочет быть первым будь последним, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет у того отнимется. Кто потеряет жизнь, тот обретет ее, блажены гонимые.
Кто готов принять в мире и радости такую перспективу? О чем и какова должна быть вера, чтобы следовать этим путем без кризисов в кризисном мире? Она должна вести на вершину свободы и любви. Сознание должно перешагнуть через пропасть от естественного к сверхъестественному, из покоя и определенности в бурю непредсказуемости и неведомого, из времени в Вечность.
Реальная вера проходит через пустыню неизвестности, когда нет ответа. Наподобие звонка без ответа – абонент не отвечает или заблокирован и не перезванивает. А ты должен доверять, что тебя любят, ждут, помнят. Куда и зачем идти через пустыню сомнений, не найденных ответов, утраченного смысла. А на пути миражи, идолы, соблазны, очень заманчивые варианты упростить христианство, превратить его гуманитарную программу, социальное служение, самосовершенствования и общенародной славы. Возможен ли такой путь без кризисов?
Человек ищет Бога в надежде, что с Ним будет легче. Решатся все вопросы здоровья, благополучия, отношения наладятся, враги будут наказаны, меня все полюбят и оценят. Но на самом деле мы ищем не Бога, а облегчения, прикрытия, спасения. Сам Бог, как таковой не нужен. Поэтому чаще всего становится сложнее. Ожидания от веры и Бога не оправдались. Поэтому приходят разочарования и недоумения. В голове и сердце путаница и сумрачный лес непонимания – в чем же смысл веры и Бога?
Зло, глупость, несправедливость, абсурд, болезнь, смерть по-прежнему царствуют в мире. Поэтому первое столкновение должно состояться не с верой, которой еще нет, а с жизнью и с самим собой и острыми вопросами. Кто такой Бог, зачем Он мне? В чем смысл моей жизни, кто такой вообще, человек? Если животное, то зачем ему чувство прекрасного, Сам Бог, совесть, творчество, свобода? Это же так неудобно в мире необходимости! С чего ты решил, что ты существо двух миров – земного и небесного? Если подобные вопросы не обдуманы и ответы от Бога на определенном этапе зрелости своей веры не получены, кризисов не избежать. Но они будут поводом вере повзрослеть. Думаю, с этих и подобных вопросов может начаться необходимое самоопределение и самоосознание себя, как создания высшей Премудрости.
А пока каждый день и час приходится решать вопросы той или иной степени сложности. Может быть они не нарушат нашу размеренную жизнь, а может быть встанет необходимость резкой перемены привычного взгляда на мир и на себя. В любом случае они требуют осмысления, решения и действия.
Человек, как и любая система, естественно стремится к стабильности и определенности, а реальность не предсказуема, поэтому мы чаще всего не готовы к следующему мгновению. Оно, слава Богу, не всегда трагично, но все же может не вмещаться в наши представления о жизни, человеке, Боге. В зависимости от его остроты наше равновесие и благостное представление о себе и мире может нарушиться и затуманиться. В попытке разрешить ситуацию приоткрывается сердцевина нашей личности, нашего глубинного Я, нашей веры, как сферы взаимоотношений с Богом.
Мы оказываемся на перепутье – либо реальность втиснуть в рамки своих установок, либо расширить свое понимание о ней. В любом случае вопрос к собственной вере – это стагнация или развитие, бегство от реальности или призыв выйти к ней, это возможность получить от Бога или отдать Ему?
Веру неизбежно ждут внутренние кризисы роста. Меняется наш опыт жизненный, наше понимание мира и человека и даже самого себя, хотя реже, понимание Бога. Тем более, что к нам обращен призыв «Вы свет мира и соль земли. Идите и научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Но этому предстоит учиться и становиться. Без внутренних тупиков и выходов из них не обойтись. Для того, чтобы в бурном потоке обстоятельств различать голос Христа и не сбиваться с пути, нужно учиться различать его среди шума своих эмоций и фантазий. Чтобы сохранить способность мыслить, разумно действовать и выбираться из путаницы и сумрака внутренних смущений, необходимо смирение и доверие к неизменной любви Божией.
Причем желательно знать о любви не с чужих слов, а из своего личного опыта. Но этих прекрасных качеств на деле не много, а в испытаниях еще меньше. Коллизии, которые ставят вопросы к нашему пониманию мира и себя, возникают во всех сферах нашей жизни – личной, семейной, социальной, политической, религиозной. Наиболее острые, конечно касаются страдания, болезни, несправедливости, зла, смерти. Ну а в сфере сугубо внутренней вопросов еще больше – к любви, совести, правдивости, искренности. Где же корень решения всех кризисов?
Познание и принятия себя, как создания Божие, не ради славы своей, а ради правды Божьей, позволяет найти себя в этом мире. Смысл существования обретается, как отдача себя в распоряжение своего Творца. Человек, таким образом, проходит путь к себе через отказ от себя.
По словам владыки Антония: «Кризис лучшее обстоятельство рождения личности, рождения самого себя и живой веры». Потому что вера определяет и формирует личность, понимание мира и самого человека, его предназначение.
Размышляя о кризисе веры я увидел, что главной причиной возникновения кризиса является Сам Христос и все Евангелие. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).
Напомню несколько Евангельских парадоксальных и кризисных для нормального человека призывов. Они далеки от умиротворенного, естественного их понимания и тем более легкого исполнения.
Как спастись – оставь, продай, раздай все, следуй за Мной. А Он следует туда, где будет бит, мучим, распят. «Если Меня гнали, и вас будут гнать». Вся Нагорная проповедь о преодолении и восхождении от здоровья, покоя и благополучия, от привычного и определенного в область прекрасную, но далекую и абсолютно неведомую. Что ни призыв, то прыжок через пропасть в область абсурда – любить врагов, молиться за обижающих, делать добро ненавидящим. «Отвергнись себя, возьми крест», «Кто хочет быть большим, будь для всех слугой».
А если перечитать слова ап. Павла о судьбе апостолов, то сильно задумаешься, не заблудился ли в поисках счастья? Я искал покоя и благодати, защиты от зла мира, а Господь мне предлагает войти в самую гущу зла, пострадать и радоваться.
И тогда мы оказываемся перед лицом острых, трудных вопросов, которые ставит перед нами жизнь. И это неизбежно порождает сомнения, которые нас пугают. Вот, что говорит по этому поводу митрополит Антоний:
«Сомнение – это момент, когда ставится под вопрос то, во что я верил раньше, то, что мне казалось несомненным, простым. Очень часто верующие пугаются сомнения. Потому что им кажется, будто при сомнении в чем-либо, относящемся к Богу, к мировоззрению, к человеку, к жизни, ставится под вопрос самая жизнь, самая вера в человека, самая вера в Бога, колеблется наша уверенность в том, что мы стоим как бы на камне, что под нами не шатается земля…
Во-первых, сомнение относится не к Самому Живому Богу, а к тому, что мы о Нем думали, как мы себе Его представляли; Живой Бог от нашего сомнения не меняется. А во-вторых, мы напрасно боимся, потому что сомнение нам говорит не о том, что: «А вдруг Бога нет, а вдруг все то, во что я верил, не существует», а говорит только: » Ты думал младенчески, пора тебе начать думать по-взрослому; ты думал о Боге примитивно, думай о Нем глубже»».
Необходимо искать ответы на возникающие вопросы, а не отбрасывать их из страха богохульства. Готовые книжные стандартные ответы не могут до конца удовлетворить думающую, свободную личность, если не получено собственное подтверждение, услышанное от Бога.
Вот ещё слова владыки Антония: «Мы должны дать такой ответ, который был бы убедителен. А ответ никогда не бывает убедительным, если все его составные части взяты из цитат либо из Священного Писания, либо из какого-нибудь другого источника, – из святых отцов, из наставлений духовных писателей. Убедителен тот ответ, который человек может дать изнутри собственного опыта. Пусть этот опыт будет зачаточный, пусть он будет несовершенный, но он должен быть личный».
Путь развития и преодоления кризиса веры:
Молитва, Таинства покаяния, Причастие.