В течение нескольких бесед мне хочется попробовать коротко раскрыть перед вами смысл праздников церковных; не описывая их, как богослужение, а стараясь раскрыть тот образ Божий и те пути Божии, которые мы называем спасением мира во Христе. Но прежде всего мне хочется сказать несколько слов о самом понятии праздника. В обычном разговоре мы называем «праздником» событие счастливое, событие радостное. В Церкви это слово применяется и к самым великим торжествам веры: к Воскресению Христову, к Рождеству, а также и к самым трагическим моментам жизни Спасителя, истории нашего спасения. Как о празднике мы говорим о Великой Пятнице, о Великом Четверге, о тех днях, когда Христос был распят, умер, погребен. Как же можно понять применение такого, одного и того же слова к событиям настолько различным, противоречивым по своему содержанию?
Слово «праздник» происходит от слова «праздный» — т.е. мы бываем праздны, не работаем, по разным причинам. Иногда сердце так полно радости, что не до работы, что ликует душа и мы все поглощены чудом какой-то земной или небесной радости; праздником бывает свадьба, праздником бывает Пасха Христова. Но бывают другие праздники, дни, когда мы не можем работать, когда руки опускаются от горя, когда обессиливает всё наше человеческое существо: умерла мать, и руки не поднимаются на работу; умер Спаситель Христос, и сил нет ни о чем думать, кроме как об этой трагической и спасительной смерти. И вот праздники церковные бывают в этом отношении разные: одни — полные света, другие — полные горя; но через горе просвечивает победа. В этом разница между человеческим несчастьем и горем церковным. Да, мы плачем над распятым Христом, мы поклоняемся Кресту, мы прикладываемся к иконе Спасителя, лежащего во гробе; но мы знаем, что это не поражение, а победа, что смерть, в данном случае, говорит нам о бесконечной и всё побеждающей Божией любви. Вот о каких праздниках я хочу сказать несколько слов в течение наступающих немногих бесед.