Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье всех святых

25 июня 1989 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня праздну­ем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и пото­му что они были поняты и узнаны или своими современниками, или иног­да годы и столетия спустя — все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также; потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Святые Божии, в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии как бы держат и охватывают всё творение. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимос­тью преодолеть в самих себе всё, что было причиной Распятия; пото­му что, если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство: один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников: и Христос явился ему и сказал: «Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него.»

Святые — это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности — стать такими, чтобы смерть эта не была напрасной. Взять на себя свой крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружа­ло — и окружает! — Христа ненавистью и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время, потому что в те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спус­тя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидете­лей, говорящих нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас, и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него — как можно нам не отозваться?!

Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они внимали, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем сущест­вом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит — и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое — нашу благодарность и нашу добрую волю — сила будет нам дана от Бога, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог. Как Он сказал Апостолу: «Сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе доста­точно…» И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: «Всё возможно нам силой Божией, укрепляющей нас…» Сомневаться не в чем: мы можем, если только дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.

Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым — но будем све­том, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью так, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе. Аминь!

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: