Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как может такой человек как апостол Павел, который кажется нам царственно свободным, называть себя узником? Он не раз говорит нам в своих посланиях, что Христос освободил его, сделал его свободным, — свободным от Закона, освободил его от всякого дурного пожелания; как же может свободный человек считать себя узником? Мне кажется, над этим стоит задуматься, потому что такие слова относятся к нам в гораздо большей мере, чем к апостолу.
В одном месте своих посланий (см. Рим 7:15) Павел говорит, что добро, к которому он стремится, он не делает, а зло, которое ненавидит — то творит как бы невольно. Он говорит также, что видит в себе как бы два противоборствующих закона: закон духа и закон плоти. И в этих словах, мне кажется, можно найти ответ на то, что говорит Павел: что он, будучи свободным во Христе, вместе с тем является пленником, рабом Господа.
С одной стороны. Христос освободил его, он больше не раб сатаны, потому что отрекся от сатаны, от ангелов его, от служения ему, от всех его дел, его соблазнов. Всем умом, всем убеждением, глубоко понимая, что делает, с полной решимостью он отрекся от всего, что не Христово, и чувствует, что все содержание его жизни — Христос, во Христе, то, что Христос совершает в нем. Павел принадлежит Христу, Христос — его Господь, его Вождь, его Бог и Спаситель.
С другой стороны, Павел сознает, ощущает в своей душе раздвоенность: прежнее поведение, привычки, помышления сердца, колебания воли, замутненное видение, все это — сумеречный мир, который может поработить его, хотя он и свободный человек. Потому что недостаточно родиться свободным человеком, можно родиться свободным и вместе с тем, если не охранить нашу свободу решительной борьбой со всякой слабостью, всяким колебанием плоти, неустойчивостью воли, со всем, что помрачает нашу душу и сердце, если мы допустим этого, то хотя мы внешне свободны, свободны по праву, мы снова становимся пленниками; мы и свободны и пленники одновременно; а это состояние боле драматичное, боле трагичное, чем состояние раба, который не знает иной жизни, иного образа бытия.
И Павел понимает, что единственный путь, каким он может преодолеть в себе закон смерти, закон разрушения, это свободной волей выбрать послушание Богу во всем, даже когда воля колеблется, даже когда что-то в нем противится: нет! — потому что кто в состоянии спокойно принять все, что выпало на долю апостола: побои, и гонения, и ненависть, все, что он описывает в двух местах послания к коринфянам. Кто способен вынести все это и не дрогнуть?..
А для того чтобы быть в состоянии вынести все это, надо пройти обучение, тренировку через послушание, тренировку через вслушивание во Христа, в каждое Его слово — и через исполнение Его слова, исполнение того, что говорит Христос. Каковы бы ни были наши чувства, как бы ни было страшно, как бы мы ни колебались — исполнить все, чтобы сохранить верность Тому, Кто даровал нам свободу, Кто освободил все.
Быть учеником означает вслушиваться всем сердцем, всем умом, всей волей, всем устремлением, всей решимостью в то, что говорит учитель, — с намерением исполнить его слово, перерасти себя самого, свою ограниченность и вырасти в меру учителя. Это может быть земной учитель, но в конечном итоге это Господь Иисус Христос — единственный, Кого мы можем поистине назвать своим Учителем и Господом, единственный, Кто подлинный Человек и Кто может нам явить через Себя, что значит, в полной мере, быть Человеком.
И порой это будет означать, что нам придется — по верности, по послушанию — поступать вопреки собственной воле. И вот почему Павел называет себя пленником. С одной стороны, он свободен, с другой стороны, ради того, чтобы сохранить эту свободу, так, чтобы она стала как бы природным его свойством, чтобы она стала самой его жизнью, он должен был отдаться в послушание Тому, Кого он выбрал своим Учителем, своим Господом, своим Богом, потому что Он — его Спаситель, его Освободитель.
Посмотрим на себя и поставим себе вопрос: неужели мы не чувствуем, как борются в нас два закона? Идет борьба между тем, что убивает, что разрушает нас — и тем, что делает нас подлинно людьми, через что мы постепенно вырастаем, по слову апостола Павла, в полную меру возраста Христова (Еф 4:13). Поставим себе вопрос: много ли в нас силы, и правил, и вдохновения жизни, — и мы поймем, что хотя мы получили свободу жизнью, учением, смертью, воскресением, вознесением Христа, несмотря на все это, мы должны сами, в силе Христовой, одержать принадлежащую Ему победу, усвоить ее себе, и в ходе борьбы за это — подчиниться Ему, следовать Его заповедям, исполнять Его волю, измениться, перестроиться, обновиться.
И еще, опять-таки Павел говорит нам, что сила Божия проявляется в нашей немощи (см. 2 Кор 12:9), и что мы можем на все надеяться, потому что (говорит он) все возможно в Боге, и потому все возможно нам в укрепляющей нас силе Христовой.
Изберем для себя стать узниками Христа, послушными, верными, если придется — подвижнически послушными и верными, но в уверенности, что силой Божией победа уже одержана, только надо принять то, что уже принадлежит нам по праву как чадам Царствия.
Аминь.
Опубликовано: Альфа и Омега. — №34, 2002