Праздник сегодня, и праздник не только божественный, но и человеческий, потому что не только Бог сияет во всей славе Своей, но на Престоле Господнем, на Божием Престоле восседает Господь наш, Иисус Христос, облеченный человеческой плотью, и взирая к Господу нашему и Богу, мы видим человека во всей славе вечного нашего призвания. Это слово смелое, и принадлежит оно святому Златоустому Иоанну. Если мы хотим знать, — говорит он, — какая слава и честь человека, не станем, — говорит, — взирать на палаты царские или обращаться к сильным мира сего; подымем глаза к Престолу Божию и одесную славы Его увидим Человека Иисуса Христа. Слава человека сегодня явлена нам так, как мы не могли бы даже о ней помыслить, И это нас обязывает, потому что то, что Христос нам предлагает, есть и заповедь, и призвание наше.
Священное Писание нам говорит, что мы должны стать Телом Христовым все вместе; живым, трепетным телом человеческим, исполненным, пронизанным божественным Его присутствием. В том же Писании апостол Павел нас призывает быть храмами Святого Духа. Храм — это место вселения, но нам дано быть больше, чем каменным храмом; Дух Святой, сходя на нас в день Пятидесятницы, подаваемый нам в таинстве святого миропомазания, не только в нас обитает, словно мы вещественный храм, — Он нас пронизывает, Он приобщает нас к божественной природе, Он есть Дух Истины; Он нас учит всякой истине и правде о Боге, но Он тоже — дух сыновства, и Он нас учит в небесном нашем Боге узнавать Отца, Он нас учит, обращаясь к Живому Богу, перед Которым мы можем только преклониться, Он нас учит в простоте сердца, потому что по человечеству мы — братья Христовы, называть Его «Авва» — Отец; потому только можем мы говорить «Отче наш».
И вот величие нашего человеческого призвания: как много нам дано от Бога; но — скажете — призвание — это призыв, это может быть заповедь, но как нам ее осуществить, где найти такие силы, чтобы стать по образу Христа сыном Божиим, дочерью Живого Бога?.. Человеку это невозможно, но Бог нам дает Свою благодать без меры, дает нам, как поток течет, а если мы принимаем ее только мерой и небольшой мерой — это потому, что не раскрываемся мы ее действию; сердце наше узко, и поэтому вмещается в нем мало любви, мало жизни Божией; но это зависит от нас. Зависит от нас учиться так любить, чтобы стать подобными Христу любовью. И тогда благодать Всесвятого Духа, всесозидающего, преображающего Духа нас преобразит и созиждет подлинно по образу Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим.
Нам столько дано в Церкви; когда слушаешь церковные молитвы иногда, когда сердце вдруг станет необычайно чутким, как поражаешься тому, сколько у нас есть. Вот выходит священник и говорит: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами! — И это не пустой звук, потому что это слова, которые Дух Божий повелел нам говорить, благословение, которое Дух Божий повелел нам давать народу Божию. Значит: с нами Его благодать, и сила, и любовь, и вера Его в нас, и надежда Его неиссякаемая, бесконечная Его надежда в нас. Значит, любовь Отца с нами; Отца, Который так возлюбил мир, что Он Своего Сына отдал на смерть, чтобы мы могли, во-первых, поверить в любовь, а во-вторых, этой любовью спастись. И вселение, причастие Святого Духа с нами. Казалось бы — облеченные такой благодатью, поддерживаемые такой любовью, водимые таким Духом, мы могли бы не бояться ничего. Так жили апостолы, так жили тысячи христиан, которые не боялись ничего, ничего на земле, только суда Божия. И сколько других дивных слов — и о благодати, и о любви, и о силе, и о милости; поэтому не станем унывать, когда жизнь нас теснит, не станем унывать, когда кажется, что по-человечески нет сил, устоять: с нами Бог — и никтоже на ны; с нами Бог — в нашей среде; больше чем в нашей среде — в наших сердцах — больше даже, чем в наших сердцах — в самой нашей плоти через причащение Святых Тайн; Он нас приобщает Себе и телом, и духом, и душой. Церковь — общество, Тело, неодолимое; крепость его измеряется крепостью Божией, надежда его, этого Тела — на Живого Бога, Который и через смерть побеждает смерть, проходит ее вратами, вступает в ад и его побеждает, восстает из мертвых, возносится во славе. Дай нам Господь эту веру, эту уверенность, эту радость победную сохранить в наших сердцах, как бы ни было темно в жизни, потому что с нами Бог и никтоже на ны, с нами Бог, и победа Им и в Нем уже одержана. С нами Бог и мы с Ним, там, где Он восседает во славе одесную Бога и Отца.
Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.