Хочу сказать всего несколько слов.
Есть праздники, когда рука не поднимется на работу, потому что сердце переполнено ликованием и радостью; Пасха такой праздник; Благовещение такой праздник. А есть другие праздники, когда руки опускаются, когда кровь холодеет, когда так тяжело делается и так страшно, что мысли нет, о чем бы то ни было, кроме как о событии, которое вспоминается. И таков день усекновения святого Иоанна Предтечи.
Самый великий человек, рожденный на земле, умер от удара мечем, погубленный завистью, ненавистью — погублен, напрасно, как будто… Перед смертью его охватил какой-то ужас; он послал двух своих учеников ко Христу, спросить: Ты ли тот, или ожидать нам другого? И в этом вопросе целый мир ужаса и надежды: если Христос на самом деле Тот, Которым Его проповедовал Иоанн, то стоило жить и стоило умирать; но если Христос не тот, то напрасно Иоанн жил жестокой жизнью и напрасно стоял он теперь перед смертью. И Спаситель Христос ответа ему не дал. Он его отослал к древним пророкам: Скажите Иоанну, что слепые прозревают, что хромые ходят, что нищие благовествуют… Пусть верит он до конца; пусть не соблазняется; пусть верой живет и верой умирает…
И этот подвиг чистой веры делает Иоанна таким несравнимо великим. И поэтому, ко дню его усекновения Церковь приурочила память всех тех, которые положили свою жизнь за других; на войне ли, или спасая кого — умерли; не знали и они, не напрасно ли умирают. Знали только одно: что они не могли не отдать своей жизни по любви к своему ближнему; просто отдать; отдать потому что иначе нельзя.
Таковы все подвижники, которые по учению Христа свою жизнь положили за ближних, за друзей, за чужих. Потому что чужих у Бога нет и у Церкви нет. Поэтому, ублажая сегодня святого Иоанна, будем вспоминать и его и подвиг всех тех, которые подобно ему сумели полюбить, жить и умирать, не зная, что будет: зная только то, что так надо. Этот праздник — праздник радости, а не только ужаса, потому что когда видишь такую любовь, знаешь, что Священное Писание не ошиблось, что любовь — как смерть крепка, что любовь крепче смерти, потому что Бог есть любовь и победа, в конце концов, за любовью, за жизнью, за Богом — т.е. за нами, если мы только сумеем так любить, как нас учит Господь. Пусть будет на этом благословение Господне на вас, укрепляющее, просвещающее, радующее сердца, вдохновляющее вас жить так, как великие подвижники и в первых — самый великий из всех, который родился от человеческого, естественного рождения.
Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.