Как же можно допустить в себе вопрошание, ставить под вопрос то, что общепринято? Разве нет у нас устава церковного, разве нет у нас правил, разве нет у нас предания?
Устав церковный, правила, конечно, представляют одну сторону церковного предания. Но нам надо задуматься над тем, что представляет собой предание как таковое. Большей частью, когда люди говорят о предании, они говорят о том, чтобы не забывать ничего из того, что древность испытала и выразила, не забыть ничего из того, что установлено, говорят, испокон веков, и этого держаться. И в какой-то мере — да: предание это то, что нам передается из руки в руку, из поколения в поколение, из столетия в столетие, начиная с Евангелия Христова, которое переходит еще глубже в ветхозаветную древность. Но простое повторение того, что было сказано, продумано, сделано нашими предками, не является всегда верностью преданию. Один богослов определил предание как живую память прошлого, и это очень важно. Живая память прошлого это не плен по отношению к прошлому. Ведь подумайте о себе: каждый из нас имеет какое-то прошлое; оно может быть относительно недавнее, оно может быть очень как бы маститое, зависит от возраста, зависит от того, когда это прошлое, как религиозный ли опыт или как человеческий опыт перед нами раскрылся. Но мы же не живем нашим прошлым, как бы повторяя то, что было раньше; это прошлое как бы является почвой, на которой растет все новое и новое — всё то, что мы пережили, всё то, что мы узнали, всё то, что мы усвоили с самого раннего детства, от рождения нашего. Всё это является основой нашей теперешней жизни. Вот, когда перед нами какая-нибудь проблема, какой-нибудь вопрос, мы не стараемся вспомнить, как это решалось, когда мы были детьми или подростками, или 20 лет тому назад; а мы опираемся на прошлое, ставя перед собой вопрос, что мне прошлое говорит? Чему оно меня научило? У меня были случая, подобные тому, перед которым я нахожусь: были случаи сколько-то похожие, а, может, такого случая раньше не было? Так мне надо задуматься над тем, что мне говорит мое прошлое, и не для того, чтобы его как бы повторить, вновь, как бы, перенести прошлое в настоящее, а для того, чтобы научиться из прошлого, для того, чтобы творчески жить настоящим. Это совсем не значит, что мы отказываемся от прошлого. Это значит, что прошлое не то что прошло, но что оно было пережито и что оно является вкладом в наши души, в наш опыт личный, соборный, коллективный. И что из этого соборного вклада мы можем выносить решения, которые в свое время не были вынесены, потому что вопрос был поставлен в несколько иной форме и в других обстоятельствах. И вот то, что мы называем преданием церковным, можно было бы назвать, на обычном языке, все более богатым опытом жизни. В жизни каждого из нас это совершается; мы богатеем опытом, совершая ошибки, но и признавая истину, правду, красоту вещей. Коллективно, соборно, Церковь также обогащается. Если мы подумаем даже о православном Символе Веры, он не родился в той форме, которую мы сейчас исповедуем; он ощупью постепенно создавался из углубленного чтения Евангелия, из опыта святых или из соборного размышления. Были сделаны многочисленные опыты выразить нашу веру в форме символа веры; они сейчас еще доступны, и, в конечном итоге, выкристаллизовался тот символ, Никео-Константинопольский, который мы произносим, поем, читаем на богослужениях и в частной молитве. Поэтому мы должны помнить, что опыт Церкви постоянно упирается в прошлое, он тем богатеет и пользуется тем, что в прошлом было познано, встречается лицом к лицу с вопросом современности. Это относится ко всем областям жизни. Если взять такого святого, как Василий Великий, то мы видим как в нем евангельская вера и его громадная философская ученость постепенно пронизывали друг друга, так что с философами своего времени он говорит на их языке об истинах веры, и Церкви раскрывать истины, которые уже были сколько-то учуяны философами в древности. Есть рассказ о том, как он, после того, как он долго отсутствовал из Афин, где он учился у одного из философов, он вернулся. Он был уже неузнаваем, уже не юноша, а зрелый муж, но в разговоре он начал что-то объяснять, и его бывший учитель остановился и сказал: «Ты не можешь быть никем иным, как Василий». Он узнал в нем с одной стороны глубину древнего философского познания и, с другой стороны, бездонность и возвышенность того, что открылось ему в христианском опыте. И поэтому в древности отцы Церкви, отцы Соборов, которые дали такую яркую, четкую форму нашей церковности, не боялись ни философской мысли, ни истории, ни вопрошания; но все ставили под один вопрос, чего мы большей частью не делаем. Мы ссылаемся на прошлое, мы ссылаемся на уставы, мы ссылаемся на те, или другие правила церковные или писания отцов, и мы забываем, что эти же люди, на которых мы ссылаемся, все ставили под один вопрос: Что бы на это сказал Господь Иисус Христос? Апостол Павел говорит о том же, что мы должны добиваться того, чтобы лично и соборно иметь то, что он называет умом Христовым, то есть научиться мыслить в категории Христовой мысли, давать ответы себе самим и друг другу и внешнему миру так, как ответил бы нам Христос. И это нам возможно по мере нашего возрастания духовного, благодаря водительству Святого Духа, Которого Спаситель сказал, что нам пришлет, Дух Святой, Который научит нас всему и раскроет перед нами смысл и глубину Его собственного учения. И поэтому нам надо научиться, и это не так просто, с одной стороны смелости мысли и, с другой стороны, трепетному благоговению. Нам научиться надо, вглядываться в опыт и мысли всего прошлого нашей Православной Церкви, но не стараться только повторять то, что было сказано или продумано до нас; потому что каждая эпоха стоит перед иными вопросами, иной тематикой. И мир, в котором мы живем, и это постоянное изменение требует от нас из недр единого опыта, опыта Христова, опыта Святого Духа, действующего в Церкви, давать ответы, которые были бы соответственны тому миру, в котором мы живем. Это не дает нам права фантазировать, новую веру выдумывать, пренебрегать прошлым, но это нас заставляет строить на том основании, на котором Церковь основана, и об этом опять-таки апостолы говорят, что краеугольный камень — Христос. Камни первого основного ряда — Его апостолы, а на этих камнях складываются новые и новые камни, пока все знание не будет доведено до совершенства. Вопросы, которые ставит современный мир.