Один из вопросов, который сейчас ставится постоянно, это вопрос о допустимости контрацепции. И простой ответ, который дают люди, большей частью не понимающие вопроса, это просто — воздержание. Воздерживайтесь от брачного ложа, не женитесь, не выходите замуж, и тогда не будет проблемы. Но проблема не в этом, проблема в том, что два человека могут соединиться духовно, душевно, телесно до самых глубин, и вместе с этим дойти до какого-то момента по обстоятельствам жизни или по своему внутреннему возрастанию, когда других детей производить на свет, вводить в жизнь нельзя. Есть положения, когда всякий ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет — от голода, от мора, погибнет от обстоятельств, погибнет от той или другой болезни, которая охватила родителей. Я говорю сейчас не о дурных, оскверняющих болезнях, а — чахотка, рак или такого рода болезни. И тогда имеем ли мы право вводить в жизнь ребенка, который будет наследником этой болезни или этих ужасных обстоятельств?
Вопрос здесь не в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому что брачное общение это не попытка с жадностью насладиться телом другого человека, а это, как я сказал по другому поводу, момент, когда человек так преисполнен любовью к другому, что он всего себя отдает, отдает душу свою, отдает телесность свою, но в чистоте, не с жадностью, не для того чтобы у другого человека что-то приобрести или оторвать. И вот в такие периоды, в таких состояниях, мне кажется (и за это меня, вероятно, многие осудят), что законно прибегнуть к контрацепции, то есть не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть и в течение жизни которого ничего не будет светлого. Конечно, можно играть на словах и говорить: если Бог не захотел бы, не родился бы ребенок… Это не так просто, потому что Бог не насилует человека, Он нам дал свободу решать и действовать согласно своей мудрости или безумию. И поэтому мне кажется, что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных человеческих отношений между мужем и женой, а связана с тем, чтобы не дать возможности уродливой жизни для ребенка невинного, который не виноват ни в чем, она справедлива, она законна.
Совсем другое дело — аборт. Аборт это убийство и поэтому об этом и говорить нечего. Я знаю, что в некоторых медицинских случаях приходится прекратить жизнь ребенка, потому что иначе и ребенок и мать погибнут; но это медицинская проблема. Когда, например, зарождается урод, который не может родиться или который родится совершенным уродом и может убить мать и себя, конечно, не спасти. Но не дать ребенку родиться, пока не будет ему дана возможность войти в жизнь, а не в полусмерть, не в погибель, я глубоко убежден, это справедливо, но это не должно быть связано со страстной безответственной жизнью наряду с этим.