Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Еще неделя — и мы будем петь Рождество Христово, и как-то диву даёшься, что такое событие так незаметно проходит на земле. Вокруг Рождества Христова наросло много человеческого празднования, но как мало ощущается то коренное и основное событие, которое является радостью всей твари.
Бог стал человеком — и не только человеком Он стал, но соединился непостижимым образом со всей видимой Своей тварью, Своим вочеловечением Христос стал одним из нас, во всем приобщившись нам кроме греха. Он стал одним из нас так глубинно, так полно, что нет тайны человеческого горя, растерянности, скорби, отчаяния, надежды, которой бы Он не знал. И, став одним из нас, Он открыл нам путь, чтобы мы стали подобными Ему. Он, Сын Божий, стал по приобщению сыном человеческим, для того, чтобы мы, сыны человеческие — потому что мы с Ним едины по приобщению — стали детьми Божиими. Это радость, которая могла бы заполнить всю нашу душу, просвещать всю нашу жизнь, делать нас другими людьми. А разве это так? Разве мы на этой земле живем как дети Божии, которым Господь поручил заботу о всём том, что Он сотворил: друг о друге, о земле, о небе и о всякой твари? И это страшно и бесконечно грустно перед лицом грядущего к нам дивного события, дивной радости воплощения Господня.
Но если мы бы поняли еще другое, то стало бы для нас еще более непонятным, что мы можем быть такие, как мы есть, и продолжать жить так, как мы живем: Рождество Христово это не только вочеловечение, это воплощение, Христос не только делается человеком — Он облекается плотью, и эта плоть, так же как душа Христова, человеческая Его душа, уже навсегда и неразрывно, на веки вечные соединяется с Божеством. Через это тело воплощения Христова всё видимое оказывается в новом соотношении с Богом. В этом воплощении открывается, что всё видимое может соединиться с Богом — неразрывно, глубинно и навсегда.
И действительно, всё видимое теперь каким-то образом, через это тело воплощения Господня, которое восседает одесную Бога и Отца, приобщено к глубине и тайне Божественной жизни. Всё вокруг нас призвано войти в эту тайну, всё, кроме греха человеческого может каким-то образом стать тем, о чем говорит Писание: прославленной тварью, тварью, ставшей приобщенной Божественному. Как мы должны относиться ко всему, что вокруг нас, как благоговейно, с какой любовью; как должны бы мы служить тайне воплощения Христова, этой тайне приобщения всего Божественному присутствию. Проведем хоть одну неделю теперь в этих мыслях и во свете этих мыслей попробуем выправить в нашей жизни то, что никак не может уложиться в понятия ни вочеловечения Господня, ни воплощения живого Бога. И когда мы встретим Рождество Христово, снова поразимся тому, ЧТО оно значит не только для человека, но для всего мира, для всей твари, и войдем в Новый год новыми людьми, сколько позволит нам вера наша, сила этой веры, открытость нашего сердца, чтобы стать детьми Божиими, присутствием Самого Бога. Аминь.