В конце прошлой нашей беседы мы говорили, что нам надлежит внимательно подумать о том, что означает призывание Святого Духа, которое происходит в Божественной Литургии. Я хочу остановиться на этом сегодня.
Каждая церковная и частная молитва, каждая православная молитва начинается всегда призыванием Святого Духа. Часто нам объясняется, что мы только Духом Святым можем обратиться к Богу; что это тот Дух, Который есть Дух Христов, дух сыновства, и что только вдохновением Святого Духа мы можем обращаться к Богу и Отцу именно как к Отцу, что только Он в глубинах нашей души может нас подвигнуть к тому, чтобы говорить Богу «Авва, Отче». И это правда.
Но настаивают также и на том, что всякая церковная молитва построена по схеме нашей веры во Святую Троицу, Духом Святым нам дается познание Христа; без вдохновения Святого Духа, без того чтоб Он нам открыл, что Иисус есть Христос Сын Божий, мы этого познать не можем, и дальше, как говорит Сам Спаситель в Евангелии от Матфея, «никто не знает Сына токмо Отец, ни Отца никто не знает токмо Сын и ему же аще волит Сын открыти», то есть никто не знает Сына кроме Отца, но никто не знает Отца кроме Сына и тех, которым Сын эту тайну откроет, если захочет и как захочет.
Таким образом, Дух Святой нам открывает ведение Христа, приводит нас к познанию Его как Бога нашего, как Спасителя и как Сына Отчего, и это познание или, вернее, Христос нами познаваемый, оказывается, по Его собственному выражению в Евангелии от Иоанна, дверью, через которую надлежит войти и через которую надлежит пройти для того, чтобы через Сына познать Отца. И только пройдя Духом Святым путем Сына, мы можем подойти к Отцу и поклониться Ему в Духе и в Сыне.
Но, кроме того, надо обратить внимание на чрезвычайно важное свойство /этой/ молитвы Святому Духу. Евангелие нас учит о том, что Дух Святой был послан Сыном от Отца сначала совокупности всей Церкви, как нам повествует об этом Евангелие от Иоанна в 20-й главе. В вечер воскресения Господня, когда Спаситель стал посреди Своих учеников, дунул и сказал «Примите Святого Духа» и затем, 50 дней спустя в день Святой Пятидесятницы, день, который мы называем праздником Святой Троицы, этот же Святой Дух, живущий в Церкви, был дан каждому из учеников Христовых, созревших к этому. До этого Дух Святой, конечно, был Дух Божий, дышал над водами, как нам рассказывает начало книги Бытия; Духом Божиим созданы небеса и земля, Дух Божий вдохновлял пророков, но Его отношение к твари было как бы внешнее; Он стал как бы внутри-тварным, Он вошел в совершенно новое отношение к твари через искупление, совершенное Христом, и через дар Святого Духа Церкви, которая стала храмом Святого Духа, местом Его пребывания на земле. Но Дух Святой, который дается Церкви, это уже предвкушение тайны будущего века. Познание Христа в каком-то отношении, конечно далеко не полном, находится в пределах исторической судьбы мира. Христос стал человеком, Христос есть Спаситель, и мы Его познаём как Судию на грани между временем и вечностью. Но только в вечности мы Его познаём в полном смысле как Слово Божие в Его таинственном соотношении с Отцом. Но Дух Святой и Его присутствие в мире, в пределах Церкви, уже дает нам предвкусить тайну будущего века.
В этом отношении призывание Святого Духа в каждой церковной молитве говорит о том, что всякая церковная молитва, будь то частная, будь то коллективная или будь то всецерковная, уже за пределом нашего исторического становления. Эта молитва уже принадлежит вечности, хотя она происходит в этом мире, точно так же как /земная/ жизнь Церкви есть уже жизнь будущего века в пределах этого века. Это небо на земле пока земля еще не прошла. Это еще не будущий век, когда будет новая земля и новое небо, но это уже соединение вечного и временного.
И в этом отношении это наше призывание Святого Духа, с одной стороны, является нашим свидетельством о том, что это действительно так, что мы находимся в пределах вечности, а не только в пределах времени, а с другой стороны, призывая Святого Духа, мы Его умоляем расширить наше временное бывание до безмерных пределов вечного.
В одном месте литургии это как-то особенно ярко чувствуется: это то место, когда перед освящением Святых Даров, перед тем, как священник произносит над ними слова «и сотвори хлеб сей пречистое тело Христа Твоего, а яже в чаше сей — честную кровь Христа Твоего», перед этими словами возносится молитва Святому Духу. Очень важно понять, какое она имеет значение. Речь не идет о том, что то или иное Лицо Святой Троицы совершает это чудо /преставления/, изменения хлеба в тело Христово и вина в кровь Христову. Во всяком действии нашего спасения со-действуют, со-участвуют все три Лица Святой Троицы. Речь здесь не идет о том, что, скажем, западные христиане именем Христовым совершают это пресуществление, повторяя слова Христовы, а мы будто бы ожидаем это действие от Святого Духа. Речь идет о том, что самое чудо освящения Святых Даров немыслимо в пределах одной только земли, немыслимо как событие земное, немыслимо даже как событие в пределах текущего времени. Это событие, которое возможно только в вечности, тогда когда мы уже будем находиться, или, вернее, когда мы уже находимся как бы предварительно, как бы предваряя событие истории, в Божией вечности.
Здесь эсхатологический момент централен и решающий. Здесь вся церковная действительность, включая этот хлеб и это вино, вдруг становится содержанием вечности, и вечность делается содержанием этого момента времени. В этой вечности, в которой нет «раньше» и «позже» и «теперь», где всё со-присутствует Богу, где всё одновременно содержится в Нём, та тайна вечери Христовой, первой Евхаристии, первой обедни, первой Литургии, которая была совершена Самим Спасителем, делается реальностью этого мгновения, это не повторение и это не изображение того, что тогда было. Потому что мы находимся в вечности, где нет ни прошлого ни будущего, а только настоящее, реальность того мгновения делается реальностью нашего мгновения. Здесь очень важно понять, что всё ударение этой молитвы, весь смысл, всё содержание в том, чтоб подчеркнуть в нашем сознании и осуществить в реальности церковного опыта этот переход от времени, и поэтому изменения, течения, какого-то движения и постоянной относительности в безусловность, а абсолютность, из неподвижной вечности в живую, творческую неподвижность, когда всё живо, но когда всё уже не меняется постоянно как на земле.
Мы начинаем литургию тоже призыванием Святого Духа. Перед тем, как произносить первые слова «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» священник молится именно молитвой Святому Духу «Царю Небесный». Уже в то мгновение и еще раньше, когда он совершал проскомидию, то есть приготовление, всё обрамлялось именно этой мыслью, что литургия вневременна, что она совершается и пребывает в вечности, являя вечность в пределах времени. Это только делает возможным некоторые другие свойства и черты литургии. Это делает, во-первых, возможным рассматривать литургию как благодарение, и делает возможным для христианина, поскольку он приобщен духу Церкви, духу Христа, приносить это всецелое и порой почти что невыносимое для наших человеческих способностей и силы /благодарение за всё/. Такое благодарение, которое охватывает не только счастье, не только очевидные благодеяния Божии, не только как бы даже скрытые Божии благодеяния, но и охватывает собой всю трагедию мира, охватывает собой всё без исключения, не оставляя в стороне ничего.
Так благодарить можно только в вечности, потому что только в вечности можно оглянуться на всю трагедию мира и истории и увидеть её оправданной и осмысленной; потому что только когда всё совершится, всё будет завершено, всё будет закончено, сможет тварь сказать, что Бог был прав. До этого происходит постоянное борение между безусловным доверием к Богу и ужасом, который охватывает тварь перед лицом ею же переживаемого. Вы наверное, или может быть помните это место из книги Откровения Иоанна Богослова, где нам рассказывается о том, что когда всё совершится, встанут мученики и восхвалят Бога, и скажут «Ты был прав, Господи, во всех путях Твоих». И вы, наверное, помните то место из Евангелия, где Христос нам говорит, что премудрость будет оправдана детьми своими; вот это возможно только когда всё совершилось, когда всё завершено и когда тварь может взглянуть и понять, что действительно премудр/ый/ замысел Господень, несмотря на всю трагедию земли, на все страдания, на весь ужас, на всё то, что разрывало душу и тело твари, что Бог был прав в Своем замысле и прав в Своих путях его осуществления. И только если мы врастаем в вечность, то есть только если мы живем Духом Святым, если мы прошли дверью, которая есть Христос, тесными вратами, если мы прошли путем, который есть Сам Христос, Он, а не просто что-то, и вошли в эти устойчивые пажити вечности, можем мы это сказать.
И в этом отношении мы не должны обманываться: для нас чрезвычайно трудно рассматривать Божественную литургию, Евхаристию, как благодарение и всецело в этом благодарении участвовать. Хотя каким-то краем души, а иногда почти всей душой мы касаемся тайны вечности, мы колеблемся, тогда как всё, что мы можем сделать это повторить слова одной из тайных молитв евхаристического канона, которую священник произносит перед словами «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», где он говорит «Благодарим Тя, Господи, за все, за все Твои благодеяния ведомые и неведомые», как бы прикрывая этим словом «неведомые» и то, что мы назвали бы благодеянием и то, что, по нашей немощи и неспособности познать пути Божии, мы не в силах назвать благодеяниями. Я думаю, что нам чрезвычайно важно это понять, во-первых, для того, чтобы место Святого Духа в Божественной литургии /нашлось — стало ясным/ (?); потому что судьба Святого Духа сложная в нашем понимании и в нашем богословии. Он неуловим, как говорил Владимир Николаевич Лосский в одной из своих лекций — Отец открывается через Сына, Сын открывается через Дух, а Дух остается в тайне невыразимого опыта. По слову св. Василия Великого, Сын является как бы печатью, которая нам раскрывает иначе непонятную тайну Отца. Дух Святой открывает нам глаза и раскрывает душу для того, чтобы мы узнали во Христе того, Кто Он на самом деле есть; но Дух Святой остается неуловим, неопределим; о Нем и Спаситель сказал “Дух дышит, где хочет; откуда Он приходит и куда Он идет никто не знает”. Единственное, что мы можем о Нем знать, это что Он, как ветер нас коснулся. И вместе с этим Он дышит во всей Божественной литургии; как я уже говорил, Он эту литургию раскрывает до беспредельности не только /объема/ в том смысле, что литургия своей молитвой, своей заботой охватывает весь мир, всякого человека, всякое положение или состояние и нужду. Он раскрывает литургию до глубин вечности, переставляет нас в эту вечность вместе с тем временем, в котором мы находимся, как бы врываясь во время и разверзая его «до пределов беспредельности», как выражается св. Максим Исповедник, Но, кроме того, Он присутствует во всей молитве Церкви, потому что, как я сказал в начале, Он есть Дух Христов, Дух сыновства, и только Его силой, действием, вдохновением мы оказываемся способными обратиться к Богу как к нашему Отцу «Авва, Отче!»
И тут я хочу подчеркнуть второе особое свойство литургии. Божественная литургия — единственная служба, которая вся обращена к Отцу, через Сына, в Духе Святом она обращена именно к Отцу, и это понятно, поскольку вещи нам вообще понятны, потому что литургия — действие всей Церкви, которая есть тело Христово и храм Святого Духа /почему то вычеркнуто: Это действие Церкви, понятой как Тело Христово, где/ Глава — Христос и Его члены составляют одно неразделимое целое, которое Игнатий Богоносец еще в первом веке называл «Всецелым Христом». И это тело Христово, то есть Сам Христос и все те, которые являются живыми членами Его тела, и в этом теле живет Святой Дух, данный сначала всей Церкви, а потом каждому лично, потому что это тело является храмом, притом живым, трепетным храмом, пронизанным присутствием Святого Духа. Это тело по отношению к Отцу находится в исключительном, единственном и неповторимом положении, которое Ириней Лионский определяет так: «Если правда, что Духом Святым мы одно тело со Христом, то, по отношению к Отцу, мы призваны быть единородным Сыном в нашей совокупности с Ним».
И вот, до какого непостижимого величия нас возводит литургия. Это действие через нас, в нас и вместе с нами Самого Сына Божия. Литургия не является просто действием какой-то человеческой общины как таковой, как группы людей, которая устремлена к Богу. Это действие Сына Божия Единородного и нас, живых членов Его тела. В этом смысле литургия всегда и бесконечно больше каждого из нас и всех нас. Не только до конца ее вместить мы не сможем никогда, но никогда мы не сможем вырасти в ее меру. Она всегда будет тот предел, к которому мы можем стремиться, и который мы достигнем только тогда, когда всё уже будет завершено, за пределом страшного суда, когда будет Бог вся во всём. Но уже на земле эта литургия /скобки правщика: которая является делом единородного Сына в совокупности со всеми теми, которые являются в Нём Духом Святым живыми членами этого тела, эта литургия/ нас ставит по отношению к Отцу в абсолютно единственное, неповторимое и ни с чем не сравнимое положение. Вот почему литургия является единственной службой, обращенной к Богу и Отцу не посредством Сына, а в Сыне, потому что тут действие Сына, но не только Иисуса из Назарета, но всех нас, ставших одним телом, одним существом с Ним и
одновременно храмом Святого Духа.
На этом я остановлю сегодняшнюю беседу, а в следующий раз я буду, опять-таки в контексте эсхатологии, то есть тайны будущего века уже явленной, уже осуществленной и раскрывающейся в пределах истории, я хочу поговорить с вами о месте вещества таинства, то есть хлеба и вине в случае литургии, и, может быть, шире охватить эту тему, отношение вообще тварного вещества, не человека как духовно-душевно-физического существа, а именно только физического вещества по отношению к Богу, потому что это имеет громадное значение в нашем понимании того, что такое та тварь, которая нас окружает, и частью которой мы являемся: каковы ее возможности и какова наша ответственность по отношению к ней.
Ответы на вопросы.
Я очень рад, что о. Александр поднял вопрос о Божией Матери. Об этом я хочу говорить в будущем, потому что в литургии есть удивительно совершенно уравновешенная ситуация эсхатологии и истории, вечности и времени, и я думаю, что лучше всего выражает это совершенное равновесие, скажем, икона Благовещения, когда друг перед другом стоят Дева, которая является последним звеном всего человеческого устремления к Богу через святость, и перед Ней стоит архангел Гавриил, возвещающий Ей, что в ответ на всё это устремление земли небо склоняется до земли, вечность входит в пределы истории, история через это вступление вечности в ее пределы разверзается и уже перестает быть историей в том смысле, как материалистическое мировоззрение ее может рассматривать, как ряд событий, сколько бы они ни были сложны, которые происходят только в пределах времени, именно в пределах, в ограниченности, в плену у времени. Но об этом я хочу говорить потом.
Вопрос: Когда можем мы сказать: «Да, Господи, Ты прав»?
Ответ: Я думаю, что дело вот в чем. Мы напряжением всех сил нашей веры и при очень значительной нашей ослепленности, когда мы просто не видим перед собой пути, не видим ответа, мы можем сказать: Я не сомневаюсь, что Бог в конечном итоге прав, но я не понимаю… Вот, например, в начале книги о Силуане Софроний говорит в своем введении к русскому изданию, что стоишь часто перед Богом и говоришь «Я не могу, Господи, Тебя понять». Это, может быть, выражается просто в нашем стоянии перед всей очень сложной, глубокой тайной всего в целом. Это может быть созерцательное, благоговейное настроение, когда мы стоим и видим перед собой непостижимое, и мы говорим «Господи, я не понимаю Тебя. Однако это только показывает, что я только напряжением веры могу принять Тебя». Но гораздо чаще в жизни, или когда мы сталкиваемся с острым, тяжелым, тупым, как будто бессмысленным горем в своей или в чужой жизни, в событиях мира и т.д., мы идем дальше, чем это. Мы говорим: «Я не понимаю» — но с таким оттенком, что только отказавшись от понимания вообще, можно не взбунтоваться и не отвернуться. Я не говорю сейчас, что это законно или правильно, а просто, что это факт. Та цитата, которую я давал, это указание Иоанна Богослова, что когда всё, что Бог решил совершить для спасения мира будет совершено, когда всё это принесет плод победы, тогда человек увидит, что Бог не победил для Себя, а что Он победил для всех, и тогда все страдания свои и даже чужие, весь ужас истории откроется перед нами как пройденный путь, не бессмысленный, а как единственный возможный путь к тому чтоб дойти до того состояния и до того взаимоотношения с Богом, которые Бог задумал для нас, чтобы мы были вовеки Его друзьями и разделяли пир с Ним в том смысле, в котором я старался этот пир объяснить в первой беседе, и тогда человек сможет сказать, «Да, Господи, Ты был прав!
Вопрос: Бог хочет нашего спасения, и Он нас к этому ведет, а мы все время делаем вещи, которые не соответствуют Его промыслу. Зачем молиться «да будет воля Твоя» если мы (не (?) творим волю Его? /Иванова/
Ответ: Нет, нельзя сказать, что всё, случающееся в мире является положительной волей Божией в том смысле, что Он хочет каждого события, но при каждой ситуации каждое событие, всякая встреча, это сложное пересечение людей и вещей является Божиим как бы творчеством, которое нам дает возможность, если мы только вникнем в Его замыслы и не искать своего разума и воли, поступить правильно в пределах иногда уродливого положения. После того как Адам и Ева съели свое первое яблоко всё заколебалось, и теперь нет такого положения, которое можно назвать нормальным с точки зрения Бога. Всё ненормально, потому что мы живем в падшем мире. Бог не только терпит, Он вместе с нами постоянно творчески старается и в нас что-то менять, и через нас что-то в мире менять; но мы-то очень часто, вместо того, чтобы быть Ему сотрудниками, стараемся по-своему поступить. Мы говорим «Ты, Господи, подожди, я это устрою как надо, а потом мы уж поговорим. Ты говоришь подставь ему другую щеку: я ему сначала в зубы дам, потом подставлю щеку, и Ты увидишь, так будет гораздо лучше». И в каком-то смысле это, к сожалению, не оправдывается, но вот таком малюсеньком отрезке времени, потому что когда человека побьют он становится смирным на какое-то время, и в результате мы говорим Богу: «Видишь, а если бы я подставил щеку, что было бы?» И так мы делаем со всеми заповедями Господними, с Его советами, со всем тем, что составляет Его точку зрения на жизнь. Если бы делали то, что мы уже знаем как волю Божию, мы что-нибудь может быть узнали бы о чем-то другом. Но беда в том, что то, что мы знаем, мы не делаем. Например, есть какие-то основные правила, которые Господь нам предложил, а мы говорим: /Это/ я слышал, а Ты мне лучше скажи, что мне делать в том специальном положении. Ты же говорил Серафиму Саровскому!.. Дело только в том, что раньше, чем Серафим Саровский услышал Бога говорящего «Ты скажи Мансурову «Встань и иди», Серафим Саровский 40 с лишком лет творил Его волю в других областях. Вот единственная между нами и им разница, и мы всегда хотим частного откровения для данной минуты, оставляя всегда в стороне общее откровение на все времена. А, кроме того, мы очень редко даем себе время посмотреть на вещи. Мы большей частью спешим что-то такое сделать. Святые, как посмотришь на их жизнь, сколько лет они просто сидели перед этой жизнью и смотрели на нее до того момента, когда они что-то в ней увидят. Как, знаете, бывают для детей такие беспорядочные рисунки с вопросом «где заяц?», и вот держишь картинку, вертишь во все стороны, смотришь, смотришь и не видишь, потом вдруг видишь — заяц, и тогда удивляешься, как можно было его не видеть. И вот так мы живем на самом деле. Жизнь является очень сложной картиной, в которую вписаны и заяц и охотник, и собака и другие вещи; и если мы просто вместо того, чтобы сказать «собаки не видно, я буду лаять», сели бы и смотрели бы просто с уверенностью, что если достаточно долго молчать, смотреть и быть свободным от предрассудков и преждевременных решений, я увижу, то мы, может быть, и увидели бы и тогда нужно было бы что-то делать, но нам кажется, что если я сейчас что-то не сделаю, то всё пропадет, как будто Бога вообще нет, Который и за этим может посмотреть. Нам кажется, что если мы сейчас же чего-нибудь не сделаем, то что-то непоправимое случится. Но то, что мы делаем часто более непоправимо, чем, если бы мы переждали и попробовали понять. В нескольких областях это совершенно очевидно и ясно, скажем, когда вы зовете врача, он вас сначала осмотрит, прослушает, потом подумает, может опять придет, и только тогда, часто после нескольких недель скажет «теперь я понимаю». Но в жизни мы так не поступаем; мы хотим, чтобы как увидел, так и поступил, но для этого надо быть святыми. И вот, в чем проблема. Бог тоже не доволен падшим миром, и знает, что мир не таков как Он его задумал /в конечном итоге/, но Он тоже знает, что Он его так сотворил, что он в конечном итоге оправдается.
Опубликовано с сокращением: «Труды» Т.2. 2002. М.: Практика