Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во все времена, но, может быть, особенно в наше время люди говорят о любви, а в Церкви постоянно противопоставляют Закон и Любовь: время Закона прошло и настало время Любви. На самом деле, время любить давно настало, и пора бы нам в Церкви научиться любить той самозабвенной и жертвенной и крестной и радостной любовью, которой Бог нас возлюбил во Христе. Но мы ошибаемся, когда думаем, что не пройдя пути закона, мы можем вступить в область любви, в бесконечные ее просторы. Закон у нас требует немногого, у закона всегда есть границы, ему положен предел, — закон исполнить можно. В этом отношении нам кажется иногда, что закон труден, потому что он требует, и нам думается, что любовь была бы так легка, если не было бы закона, потому что она так просторна. На самом деле это не так.
Закон имеет границы: любовь в своих требованиях не имеет границ никаких, она требует всего, она не удовлетворяется ничем ограниченным, она не может остановиться на полпути; и кто не научился закону, тому совершенно невозможна свобода любви. Она требует всего без остатка, закон нам оставляет какую-то долю немощи, которую нам надо еще преодолеть, но которая не подпадает под его осуждение. В законе нам чудится порабощение, а в любви — свобода; на самом же деле в любви — предельная свобода, но в законе не порабощение, а защита нашей немощи, в законе указание того, без чего человек не может вообще называться человеком. И вот когда мы обращаемся к Евангелию, часто, часто подкрадывается к нам помысл о том, что не так важно исполнять строго, неумолимо для себя требования Господни, сколько сердцем Его любить.
Это уловка и это ложь, потому что мы знаем из нашей обычной жизни, что когда мы кого-нибудь любим, мы не ограничиваемся простыми чувствами, переживаниями — наша любовь находчива; наша любовь творчески ищет, находит и осуществляет пути активно, живо, действенно любить на добро любимому человеку. Та любовь, которой мы будто бы любим Бога, когда мы не творим Его волю; та любовь, которой мы будто бы человека любим, когда мы о нем не заботимся — эта любовь ложь, марево, это обман, это смерть. Поэтому если мы захотим любить Евангельски и начнем определенно, твердо, вдумчиво и неумолимо для себя вся больше и больше придерживаться той правды, Господней правды, которая нам Евангелием открыта, если мы станем не только слушателями слова, но и творцами воли Божией, тогда мы вырастем в ту меру, когда нам можно будет любить за пределом закона не только так ограниченно, как повелевает закон, а безгранично и безмерно, как к тому нас призывает Бог. Поэтому начнем строго и внимательно жить, и только тогда сможем мы любить творчески и в радость Божию, в спасение людям и себе. Аминь.
Опубликовано: «Московские ведомости». 1992. № 14/15.