Хочу обратиться ко всем с рождественским приветом. О чем говорит эта светозарная, эта таинственная ночь, в которой ангелы Божии возвестили людям простого и чистого сердца о рождении Спасителя мира? В эту ночь открывается нам Бог так, как Он не был известен до того; открывается нам таким, каким человек Его ни помыслить, ни выдумать не мог. Из столетия в столетие люди старались создать себе представление о том, каков Бог. Из столетия в столетие вырастали порой грандиозные, глубоко волнующие душу образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось все самое высокое, самое заветное и дивное, о чем мечтает человеческая душа. И этого Бога: великого, всемогущего, торжествующего, человек мог и справедливо мог помыслить и придумать. Но того Бога, Который явился нам в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог бы; этот Бог — не мечта, а трагическая реальность; Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога опозоренного перед лицом всех людей, Бога от Которого некоторым делалось стыдно, потому что в Нем, по слову пророка Исайи, нет будто «красоты и величия», такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Себя открыть людям. И вот этого Бога мы сейчас встречаем в этой таинственной, трепетной, прозрачной зимней ночи. Бог, непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи — рождается среди людей, от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, углубиться в тайну неба, что Слово Божье стало реальностью земли. Бог рождается! становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Все горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы все это понести, Он становится одним из нас. Его рождение в Вифлеемской пещере — начало Его крестного пути: бессмертный — входит в область и отдается во власть смерти, Он рождается в смерть и для нее; всесильный, ничем не ограниченный, победный, Бог входит в условия нашей ограниченности, принимает на Себя всю человеческую хрупкость, всю человеческую уязвимость, всю человеческую беззащитность. Рождается Он в мир, где Он будет встречен, Он ставший хрупким и слабым, грубой и беспощадной силой. Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтобы этот мир вернулся к радости своей. Он, который есть любовь ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью, будет отвержен, изгнан, убит. Когда страшная проповедь любви прозвучит слишком явственно, слишком неумолимо, когда люди поймут, что то, чего Он безжалостно требует – это чтобы они отреклись от себя, чтобы они умерли для своего эгоизма, себялюбия, страстей, чтобы они отвергли все, что есть кажущееся их богатство и достояние, для того, чтобы другого, любого другого, каждого другого возлюбить всей жизнью и всей смертью своей. Когда люди, окружающие Христа, это поняли, они от этой любви пришли в ужас, и эту любовь они отказались понести; а Того, Кто весть о ней принес, они вывели из стана, они вывели из града, извергли из человеческого содружества и присудили к смерти среди злодеев, среди тех самых, которые топтали любовь, которые жили насильем и ненавистью, которые рождали страх и представляли неизбывную опасность для людей, которые не хотели жить по-человечески. Вот какой Бог нам открывается и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, потому что такого Бога он себе и не мог пожелать, потому, что не только Сам Господь Себя таким являет, но Он требует от каждого из нас, чтобы мы именно таким как Он стали через любовь, которая нас делает свободными от себя самих, чтобы мы стали уязвимы до конца, беззащитными до конца, безумно поверив в победу любви. И это людям страшно, страшно было тогда, как и теперь. А там, где насилие делается беспощадным, там, где оно направлено на уничтожение и разрушение самого Христова достояния, перед людьми всегда встает страшное искушение: силе противопоставить силу, насилию противопоставить насилие. Это соблазн более гибельный для Церкви, чем всякое испытание извне, потому что в нем для нее — отречение от самого святого, что открывается нам в этой таинственной ночи, когда Бог является нам не в силе, а в немощи, не победоносным, а как будто побежденным. Как мы должны опасаться этого, как должны мы помнить, что мы посланы, как овцы среди волков, не для того, чтобы пугливо бежать от опасности и не для того, чтобы облечься ложной силой и противопоставить эту силу силе земли или ада; а с тем, чтобы в немощи Богоприемной войти в этот мир, как Христос в него вошел, войти в него немощью, в которой таится вся сила божественной победы. Ибо: «сила моя — говорит Господь, в немощи совершается».
Мы должны понять, что двух путей Жизни нет: есть путь истинный Жизни, который есть Сам Христос; и есть путь смерти — вне Его. И поэтому мы должны, если мы только Христовы, стать как Он и прожить как Он. А что нам это возможно, открывает нам та же самая тайна этой ночи, потому что всякое откровение о Боге есть одновременно откровение и о твари. Если Бог смог стать человеком, то только потому что человек поистине велик, бездонно глубок, он может соединиться с Богом; он может стать единым с Ним; он может вырасти в меру богочеловечества. Мы призваны стать такими, каким Христос был и остается. И это откровенье о человеке может быть самое изумительное и самое драгоценное, что у нас есть для нашего времени. Человек, каким его видят неверующие, слишком мал; в нем может быть простор и сила, но в нем не может быть того величия, которое мы видим в человеке, который вырастает в Бога, в подобие и образ Сотворившего его. Образ человека, каким мы, верующие, его мыслим, слишком велик для того, чтобы уложиться в узких и жалких рамках непреображенной земли. Человек только тогда делается человеком, когда он вырастает в меру воплотившегося Слова Божия. С этой верой и радостью мы сейчас входим в этот новый год, который нам дает Господь: с верой, что мы можем трудом, молитвой, единством, бесстрашием, кажущимся бессилием любви, полным благодати Господней, претворить этот мир, который бывает так страшен, в мир, достойный человека и достойный Самого Бога. Вот, с чем мы входим в этот мир, который так возлюбил Бог, что и Сына Своего единородного отдал, чтоб этот мир был спасен.
Войдем же бесстрашно в новый год с Божьей любовью к миру, с готовностью жить для него и умереть для него. Всему миру, верующему и неверующему, мы сейчас свидетельствуем о любви Господней, о явлении этого Бога, Которого человек и не чаял найти. И о том, что и сейчас есть, на всех просторах земли, люди, которые до конца, всем сердцем, всей крепостью своей, всем умом своим, всем вдохновением своим веруют в любовь и готовы ради этой любви и жить и умирать. Аминь.
Антоний, Патриарший Экзарх в Западной Европе
Рождество Христово 1967/68 г.
Опубликовано: Вестник Экзархата…1967. №. 60. С. 195-197.