Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Умер Христос пречистой плотью, данной Ему от Девы всем родом человеческим. Он теперь почил от трудов Своих. Умер Жених Церковный… Кончилось страданье, кончилась мука, наступила непостижимая смерть, смерть безгрешного, в Котором князь мира сего, князь смерти, ничего не имел, Который не потому умер, что в Нем смерть действовала, разрушая Его жизнь, а потому, что Он захотел до конца быть одним из нас, пройти через врата смертные, откинуть их широко, чтобы мы все могли войти через них уже в жизнь вечную. Сейчас начинается уже покой великой и благословенной Субботы; телом Своим пречистым, носящим язвы страдания, Христос лежит во гробе; но это тело, которое перед нашими глазами, говорит о победе Божией, это тело предлежит нам нетленным, потому что тело Христово и в смерти осталось неразлучным с Божеством, которое пронизало все человеческое естество Сына Девы, Сына человеческого. Перед нами образ смерти во всем величии ея; предлежит человек — и смерть над ним не имеет власти, тление не имеет силы, Господь победил… А в это время светлая, всечистая душа Господня сходит во ад, сходит в то место, где до того не было Бога, которое было -во власти тьмы, во власти князя смерти… И ад всесмехливый, ад, который над всем святым смеется, дрогнул и ужаснулся, потому что подвизая людей к убийству Сына Божия, ад думал одержать победу — и со смертью единородного, рожденного от Девы, он потерпел последнее крушение, он опустошен до глубин своих; Господь сходит во ад душой человеческой, не разлучившейся от Божественной славы, и то место; где была последняя отчужденность от Бога, встречает живого Бога, входящего как жениха и освобождающего всех.
Перед нами подлинно образ победной смерти, и потому уже теперь мы чуем воскресение Господне, поэтому сегодня вечером, воспевая прощальную песню жениху церковному, мы будем уже петь «Воскресни, Господи», потому что мы знаем, что эта смерть — не пораженье, а жизнь.
И здесь сплетается непостижимо смерть и вечность, здесь мы видим, почему апостолы Христовы могли сказать, что смерть уже над нами власти не имеет; смерть телесная — да; но смерть, как всеконечное отлучение от Бога — НЕТ, и никогда… Победа от гроба воссия, Христос умер непостижимой для ада смертью, и открыл широко смертные врата нам всем для того, чтобы войти в вечную жизнь… Будем подходить сейчас к священной плащанице, к образу Лежащего во гробе, благоговейно, трепетно, и вглядимся в эту победоносную смерть, как мы вглядываемся в отблеск этой победы на лицах тех родных, близких наших, которых пожинает смерть, и в лицах которых мы зрим незаходимый свет, свет вечной жизни, которую нам дал Господь… С трепетом вспоминая страстные дни, крестную смерть, будем с изумлением припадать к нетленному телу Христову, и ждать победы воскресения, победы, которую уже утром завтра мы поем, потому что мы ЗНАЕМ, что она одержана, и которую воочию мы будем созерцать завтра, в течение светозарной ночи, и будем жить этой победой… Дивен Бог, непостижимы Его пути, поклонимся Ему и войдем в вечную жизнь через жизнь на земле и через земную смерть, когда нам время придет — радуясь, что первенец от мертвых восстал Господь. Аминь.