Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани в образе Лазаря и его воскрешения встает перед нами большая, радующая нас надежда. Господь крепче смерти. Господь победил её; но не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена в телесном воскрешении Лазаря, но еще в другом, который к нам изо дня в день относится может быть еще непосредственней.
Бог создавал человека другом Себе. Эта дружба, которая между нами и Им существует, ещё углублена, сделана ещё более тесной в крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь, и в каждом из нас когда-то этот Божий друг жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой на то, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства, иногда позже, в юношеские дни; в каждом из нас жил этот друг Христов. А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас жизнь, надежда, радость, чистота — истощилась сила этого друга Господня. И часто, часто мы чувствуем, что словно во гробе в нас где-то лежит — нельзя сказать «покоится», а лежит именно страшной смертью пораженный четверодневный, друг Господень, тот, который умер, тот, ко гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается телом. И над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария, — та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своим силам и возможностям способна созерцать, способна молчать у ног Господних, слушая каждое Его слово, делаясь живой и трепетной от каждого животворящего слова Господня; и та сторона нашей души, подобная Марфе, которая способна была бы в правде, в чистоте, с вдохновением творить в жизни Божие дело, которая могла бы быть не встревоженной служанкой, не мятущейся Марфой, которой мы часто бываем по образу Марфы евангельской растерявшейся, а трудолюбивой, творческой, живой Марфой, способной превращать своими руками, своей любовью, своей заботой всё самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией,
И так эти две силы бесплодные, зашедшие в тупик в нас, Мария и Марфа и Мария — сила созерцания и сила творчества — сетуют над тем, что умер друг Господень Лазарь. Минутами к нам подходит близко, близко Господь, и тогда, когда мы Его видим, мы готовы, как Марфа, воскликнуть: Господи, зачем Тебя не было здесь в момент, когда решалась борьба между жизнью и смертью, в момент, когда Лазарь еще был жив, только поражен насмерть, и мог бы быть удержан в этой жизни? Если бы Ты был здесь, он бы не умер!.. Но Господь был здесь, Он всё время был здесь, когда умирала наша душа. И мы слышим Его слово: Веришь ли ты, что она воскреснет?.. И мы тоже, как Марфа, готовы сказать: Да, Господи, в последний день… Но Марфа, когда это говорила, сказала это с такой надеждой: Я всегда веровала — говорит она — что Ты — Господь, и я верую, что он воскреснет в последний день!.. А мы говорим это печально, грустно: Да, в последний день воскреснет… когда уже, как говорит Великий канон, кончится жизни торжество, когда будет уже поздно на земле творить, когда будет поздно жить верой и надеждой и ликованием нарастающей любви… Но Господь говорит нашей безнадежности, как Он сказал её совершенной надежде: Я — воскресение и жизнь, и если кто в Меня верует, если он мертв был — воскреснет!…
И тут хочется вспомнить еще другое. Марфа не знала тогда, что за три дня до того Христос говорил Своим ученикам, что насмерть болен Его друг; не знала того, что Он дал ему умереть, чтобы он воскрес — но уже богатый таким опытом, такой победой Божией, что уже ничто не могло его поколебать. И пришел Господь, и повелел Лазарю встать из мертвых. Вот образ для нас: в каждом из нас лежит умерший — побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным; а сегодняшнее Евангелие нам говорит, на самой грани этих страстных дней: Не бойтесь, Я воскресение и жизнь. Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который вам кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть и поистине воскреснет!..
И вот, войдем в страстные дни с этой надеждой, с этой уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в эти страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, и с надеждой, и со светом в душе и с радостью грядущего Воскресения. Аминь.