Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Только что прошло перед нашими глазами одно явление Господне — пришествие во плоти Сына Божия. Бог великий, непостижимый, невместимый, по любви Своей к нам стал человеком и через плоть Христову как бы сиял на нас присутствием Своего Божества. Воспринималось это присутствие то чистотою сердца пастухов, которым в рождественскую ночь было открыто ангелами пришествие Христово, то глубокой мудростью волхвов, которые именно глубиной своей мудрости, совершенством и чистотой своего знания были приведены к пещере, где родился Бог. Трепетна была ночь, когда явился Спаситель.
И вот, теперь мы празднуем иное явление Господне — явление Его на Иордане, которое в четверг и в пятницу мы будем здесь воспевать, день Крещения Господня. О чем говорит это новое явление Божие среди нас? Вы помните свидетельство Иоанна Крестителя: «Се Агнец Божий, вземляй грех мира», — вот агнец, непорочная жертва, которую Себе приготовил Бог и которая возьмет на свои плечи всю тяжесть земного греха, содержащегося целиком в слове «ненависть» и в слове «безбожие» — потере Бога, отчужденности от Него. Этими словами Иоанн явил Воплощенного Бога народу, а ему, как свидетельствует он перед учениками и окружающей его толпой, эту тайну явил Сам Господь Бог, призвав из пустыни крестить Его, чтобы был явлен Господь, Тот, как Иоанн говорит, на Ком почил Святой Дух.
Это день торжественный и знаменательный для твари, это день, когда, говоря по человечеству, Иисус из Назарета созрел к тому, чтобы в полноте силы и славы Духа войти в единоборство с силами зла и выйти к нам, людям, со свидетельством Своим о том, что Он не Бог издали, как говорит пророк, но Бог близкий, Бог, ставший человеком, Бог, уподобившийся нам во всём, кроме зла и греха, дабы мы во всём стали подобны Ему по приобщению. Здесь мы видим меру человечества, видим, ЧЕМ призван быть человек, в лице и образе Спасителя Христа. И больше того — когда Пилат Его выведет к народу, он сам об этом засвидетельствует: «Се человек» — вот человек, во всей хрупкости и в то же время во всём безграничном, неизмеримом его величии. Один из Отцов Церкви говорил, что Рождество Христово — это заря, а день Крещения Господня — светлый полдень в нашем видении славы Божией, вселившейся в человека и пребывающей в нем.
Задумаемся об этом грядущем к нам празднике. Это не только радость о приходе Господнем, это откровение о том, к чему призван человек, как он велик и чем мы должны стать. Измерим, как далеко стоим мы от этого, и возликуем, как высоко наше призвание, и, вдохновленные им, укрепленные силой Самого Бога, снова и снова приступим к тому, чтобы осуществить наше призвание и стать действительно людьми, достойными имени человека и достойными того, что Бог стал одним из нас. Аминь.