То, о чем сегодняшнее Евангелие говорит, является основным камнем преткновения для всех нас, верующих, основной причиной падения всякого человека: это любовь, евангельская любовь, особенная. Любовь вообще страшна людям в ее чистоте, в ее беспощадном требовании. Любить — это значит так высоко поставить человека или Бога, с таким благоговением, почтением к нему относиться, придавать ему такое значение, что сам за собой уже не видишь никакого значения и можешь направить всю свою жизнь к тому только, чтобы любимый был обслужен достаточным образом. Это служение по отношению к Богу значит поклонение, поклонение Ему всем умом, всем сердцем, всей волей, всей крепостью, поклонение духом и душой и телом, поклонение, которое не оставляет ничего вне этой любви и этого служения. По отношению к человеку это значит такое вдумчивое, бережное отношение, при котором не остается места для мыслей о себе, для желания, что бы то ни было присвоить. И вот здесь слово Христово предельно беспощадно, когда Христос нам говорит, что мы должны научиться, ничего не ожидая в ответ, любить, любить потому, что предмет нашей любви достоин любви, потому что и человек, и Бог достойны, чтобы мы жили только ради этого служения. И пока мы ищем, чтобы нам отвечали любовью, мы находимся все еще не в Христовой любви, не в евангельской любви, мы все еще язычники по своему духу. Люди, которые ищут отношений, при которых постоянно происходит утешающий, радостнотворный обмен, дающей и получающей любви, — это еще скудость; любить евангельски надо научиться по слову Христову так, чтобы быть способным с радостью, с переполненным сердцем, от ликования духовного давать не только не ожидая, но и не ища, не желая ничего в ответ, потому что радость — в этой любви. Вот станем теперь перед лицом этой Христовой заповеди и этой меры, которую Он нам дает, и поставим себе вопрос: «Начали ли мы уже быть христианами, или мы еще живем подобно язычникам, языческой любовью, не приобщенной к Евангелию?» И если так, то вдумаемся глубоко после короткой или, может быть, очень долгой жизни — перед чем? Перед крушением единственного, что есть на потребу. У нас есть время опомниться, есть время умолить Бога нас научить этой любви, есть время себя приучить и заставить любить не хищнической, не собственнической, не ищущей своего любовью, а любовью евангельской и Христовой. Но время течет, дни и часы проходят, нам надо успеть опомниться раньше, чем нас застигнет час смертный, потому что, как говорит сегодняшнее Евангелие, этот час придет как вор в ночи, когда не ожидаем, не чаем его прихода. С чем тогда мы станем, если любви в нас не окажется, достойной Царства Небесного? Аминь.