Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Если мы восприняли серьезно, со всей значительностью, которая покоится в них, слова Евангелия в продолжение подготовительных недель; если мы от слепоты воспряли с сознаньем отчаяния о том, что если нам не видеть Господа, нам жить нельзя; если, подобно Закхею, в ужасе от этой слепоты, в сознании, что любой ценой должны открыться наши глаза, мы оказались готовыми принять на себя и укор и насмешку, только бы видеть Господа; если, воззрев в Лик Господень, открывающийся нам в молитве, в евангельском слове, в святых иконах храма, мы осознали, что подобно блудному сыну, отвергли мы Отца и Бога, Который нас любит устойчивой, никогда не колеблющейся любовью — тогда мы можем, именно подобно блудному сыну, начать наш путь к Нему, путь обратный, путь в Отчий дом.
На этом пути нам придется постоянно взвешивать правду и неправду нашей жизни, потому что, чем ближе мы подходим к Царству Небесному, чем больше мы приближаемся к живому Богу, тем невозможнее делается наше безразличие, наша холодность, наша отчужденность от Него; это путь, на котором происходит суд, постоянный суд, когда совесть наша, подобно сопернику, о котором говорит Христос в Евангелии, нас обличает, постоянно требуя от нас изменения, требуя достоинства, чтобы мы стали тем, чем призваны быть: детьми Божиими, братьями Христа, членами живого Тела Его, храмами Святого Духа, родными и своими Богу. На пути, где происходит эта напряженная борьба между правдой и неправдой, борьба, которая с каждым шагом делается более решительной, потому что она должна завершиться встречей с живым Богом — на этом пути мы должны радоваться. Об этом говорит сегодняшнее Евангелие. Оно нас не только предупреждает, что мы не смеем лицемерно напускать на себя печальный вид, чтобы люди, видя нас, видели, будто мы постимся. Евангелие нам говорит о том, что мы должны радостно умыть лицо, радостно приготовиться к встрече с Господом. И действительно, не горе это, не скорбь, не ужас. Покаяние — это поворот души и жизни, ставящий нас лицом к лицу с Богом, к Которому мы идем для того, чтобы получить жизнь, новую жизнь, вечную жизнь, жизнь с избытком и радостью без конца. Поэтому войдем в эти недели Великого Поста воодушевленные радостью, радостью, которая вся покоится на надежде встречи. Вы знаете, что если мы идем куда-либо, где нас ожидают с любовью, куда устремлено сердце наше и желание наше, мы уже живем той радостью, которая будет нашей на самом деле, когда дойдем до цели. В этом природа надежды, предвкушение того, что еще впереди; а когда эта надежда предвкушает любовь Господню, когда мы уже ожидаем милости от Него, наша надежда может не колебаться, потому что Божья любовь не колеблется, не тускнеет. Не забывает Господь Своих детей, ушедших на страну далече, забывших Его, отвернувшихся, ставших недостойными той любви и той дружбы, которую Он нам дает. Поэтому будем идти, идти с надеждой, с радостью в сердце — но идти. Недостаточно нам успокоиться на том, что ждет нас Господь, мы должны до Него трудом, подвигом дойти. Каким подвигом? Христос говорит: Блаженны чистии сердцем, ибо тии Бога узрят, — никто другой. И весь труд этих недель, которые сейчас простираются перед нами как дивная возможность, должен сосредоточиться на том, чтобы очистить сердце: очистить от тьмы, очистить от горечи, очистить от ненависти, от нелюбви, от холодности и отчужденности, сделать его прозрачным для животворных лучей Божией любви. В этом подвиг, это легко не даётся; поэтому радость, которая нам предлагается, будет удвоена тем, что она не просто даруется нам, но что мы можем потрудиться и предстать перед Богом с добрым свидетельством совести. Святой Исаак Сирин говорит, что пока мы не потрудились для Господа, пока мы к Нему обращаемся за милостью, за помощью, за прощением, за любовью, мы — как нищий, который протягивает руку прохожему на пути; но когда мы для Него потрудимся, когда, как он говорит, мы пролили кровь ради Него, себя не пожалели ради достоинства нашего призвания, тогда Господь нас встречает как соратников, как воинов, которые были Ему верны и которых Он приемлет с благодарностью, а не только с милосердием, с радостью общей победы, а не с жалостью над нашим бессилием.
Поэтому будем трудиться, будем ограничивать себя во всем ненужном, во всем, что не необходимо для нас. Будем всё, что мы только можем, собирать, чтобы другие могли получить то, чего мы лишаемся: куска хлеба, ненужного курения, пустого препровождения времени; деньгами, заботливостью о других, трудом проявим эту реальность нашего поста. Потому что пост — в любви к Богу и любви к ближнему, как и всё в нашей вере. И вот, пускаясь в путь, будем сознавать, что мы не в одиночку идем к небу, что идем мы толпой; не только приходом, но Церковью, миллионами людей, и не только Церковью, а бесчисленным количеством людей, устремленных к жизни и смерти. Будем друг ко другу милостивы, терпеливы, будем друг друга поддерживать, как путешественники, которые не дадут при пути упасть одному из них, не оставят его погибнуть в пустыне. Простим друг другу от души всё, чем мы могли один другого огорчить, оскорбить, обойти, унизить, всё простим, и примем другого, каждого, как Христос нас принимает, как мы хотим быть приняты Богом, и пустимся в этот путь-дорогу вместе, в любви к Богу, друг ко другу, ко всем дальним и ближним. Тогда, когда мы дойдем до светлого Христова Воскресения, мы дойдем семьей, как соратники, которые много на пути видели горя, опасности, и которые дошли, сохранив друг друга на пути, и которых Господь может принять не только потому, что они Его возлюбили, но и потому, что они возлюбили друг друга жертвенной, всепрощающей, спасительной любовью. Господь нас к этому зовет, но Господь и силу дает, и вдохновенье дает, и надежду питает и ждет. Восславим же Господа. Аминь.