Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хочу две вещи сказать вам сегодня. Сегодня почти что закончен Великий пост, и мы — в преддверии страстных дней; в начале поста, говоря о его смысле и значении, я говорил, что Пост должен быть для человека временем, когда он себя ограничивает во всем, что не существенно нужно и необходимо, ограничивает себя так, чтобы заставить себя стать перед лицом единственных подлинных ценностей, своей собственной совести, правды человеческой и правды Божией. Но что, кроме этого, наше ограничение себя во всем ненужном, во всем излишнем должно принести пользу и радость другим людям.
И вот сейчас время подвести этому итог. Ограничить мы могли себя, каждый, во многом излишнем; и вот пусть каждый перед своей совестью ответит: в чем он себя ограничил, и насколько он ограничил себя? Сколько он излишества себе позволил, и сколько он себя сдержал?.. И во-вторых, поставим перед собой вопрос — это воздержание наше кому пошло на пользу, для кого это время нашего воздержания оказалось временем радости и помощи?.. Мы собирали здесь в храме деньги на нуждающихся; конечно, нельзя судить, чем кто пожертвовал, по тому, что осталось на тарелке этих пожертвований; но за весь Пост двух фунтов не собралось на голодных у дверей этой церкви… Вот и вопрос, который ставится перед каждым из нас… Нас много здесь было; очень много народа прошло: а много ли людей от нашего воздержания и от щедрости нашей получило хлеб? А ведь мы будем в этом судиться; не в том, что мы творили или не творили чудес; а в том, что мы были сыты, а другие были голодны; мы были одеты — а другие были нищими… И таких примеров можно очень много представить; вот встаньте перед лицом своей совести и ответьте: воздержались ли вы ради спасения своей души, и принесло ли ваше воздержание кому-нибудь хоть крупицу радости и добра? А если НЕТ — напрасен был пост; напрасно все эти дни, все эти недели мы вспоминали о том, как восходит Христос в Иерусалим, умирать, страдать — потому что другие люди страдают и умирают, тогда как некоторые живут в излишке.
Теперь мы вступаем во дни страстей Господних; в течение первых трех дней мы должны собрать с Евангелия, которое будет читаться, все, что мы можем собрать, всю правду, которая когда-либо проникла до нашей души; но когда дойдут чтения до великой Среды, когда мы встанем перед лицом действительных событий Страстной — забудем себя — поздно вспоминать, — и станем перед лицом того, что происходит. И пусть эти события нас бьют и судят, и выправляют, и куют, как молот кует железо. Не защищайтесь от того, что вы услышите и увидите, не защищайтесь красотой церковной и умиротворенностью вне церкви против того, что происходит в эти дни, как человека загнали, замучили и убили, потому что мы все такие же, как те толпы, которые окружали Христа. Станем перед лицом и этой правды; произнесем над собой суд, и тогда, может быть, дрогнет в нас что-нибудь не на мгновение, а навсегда; и из этой страстной может быть мы выйдем сколько-то более истинными людьми, обновленными по образу Того, Кто умер в эти дни. Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. — Клин: «Христианская жизнь», 2004.