Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня празднуем день святой великомученицы Екатерины. Когда вспоминаешь эти страшные столетия физического беспощадного искоренения христианства — дивишься: каким это образом люди, подобные нам, люди, облеченные, чуткой, легко страдающей плотью, люди, у которых души были не из железа, а такие же как наши, подвергаемые страху, ужасу — как эти люди, всех возрастов, могли устоять против гонения, могли проповедовать и исповедовать Христа среди ужасов, которые их тогда окружали? Когда вчитываешься в их жития, видишь хрупких девушек, подобных Екатерине, воинов, людей старых, людей молодых, детей, которые не испугались смерти, и больше того, мук ради своей веры. Где же они нашли эту силу?
Кажется, можно искать ее источник в разных направлениях. Во-первых, в их уверенности, что смерти нет, что разлучаясь с плотью и с землей, они входили в Царство вечности, в Царство, где Бог жив, и в Царство, где все живы, потому что у Бога мертвых нет. Во-вторых, потому, что встреча с верой, встреча с Богом для них была таким событием, которое перевернуло всю их жизнь, всё изменило, и поэтому ко Христу они относились с глубочайшей любовью и личной благодарностью. Он был действительно Тот, Который их спас уже на земле, от временной и вечной смерти… И еще — в способности быть верными, верными до конца, верными, как человек бывает по отношению к самому для него любимому. И, наконец, в укрепляющей благодати Всесвятого Духа.
Другая мученица, которая была в тюрьме многие месяцы, ожидая ребенка, и родила ребенка в тюрьме, в слезах и в плаче — к ней обратился один из сторожей: как ты надеешься устоять против пыток, когда ты не можешь без слез выдержать то, что естественно?!.. И она тогда ответила: «Сейчас я плачу по своей человеческой немощи; тогда моей силой будет Господь». И вот, люди всех сословий, всех возрастов, и сильные, и хрупкие, оказались сильнее мук и крепче гонителей… И теперь по всему миру есть люди, которые страдают в теле и в душе своей от различного рода гонений.
Что же мы? Мы дивимся одним, рукоплещем другим, — но разве мы делаемся на них похожими? А вместе с этим, мы могли бы, если бы только искали того, что они нашли: Живого Бога!.. Искали бы Его верностью своей жизни, любовью сердца, преданностью, Если бы мы в малом были верны, то рано или поздно и над большим поставил бы нас Господь. А малым мы можем быть верными из часа в час. Когда нас кто унижает, оскорбляет — разве мы оказываемся способными спокойно, мирно принять и сказать: «Прости, они не знают, что творят! Благослови их, Господи, спасением…». Нет, мы не так поступаем! Мы безумствуем, мы забыли, что Христос нам сказал, что мы призваны не проклинать, не осуждать, не отвергать, а жизнь свою класть за тех, которые нуждаются хотя бы в крови нашей, чтобы ужаснуться перед самими собой и стать людьми …
С нас крови не требуется, но требуется способность благоговейного отношения друг к другу, принятия друг друга как Христос нас принял, падшими, грешниками, принять со всеми последствиями этого, т.е. зная, что от этого последует страданье, униженье, оскорбление — всё принять с радостью, потому что из этого унижения мы можем сотворить молитву о прощении, подвиг о прощении других… Дай нам Господь научиться и у древних, и у современных мучеников, как можно другого человека принять, когда он нам враг, когда он кажется нам ненавистен, когда он нам чужд, принять во спасение его души, а не нашей только. Аминь!