Прочитанный сегодня отрывок из Евангелия приобретает особенную ясность и выпуклость, если вспомнить, что разговор между юношей или законником, запрашивающем о вечной жизни, последовал сразу же после того, как Христос сказал, кто именно войдет в Царство Небесное, кто унаследует вечную жизнь. Только что подходили к Христу дети, толпясь вокруг Него, и ученики их отгоняли, и Христос, обращаясь к ним, сказал: «Не мешайте таким подходить ко Мне, потому что таковых есть Царство Небесное; если не станете, как дети, не войдете в него». И тут же кто-то возвысил голос и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Казалось бы, всё сказано Христом, и вот в этом-то грех первый этого человека. Только что он слышал ответ, но уже он ищет повода, случая или способа обойти ту заповедь, которая только что была дана Христом. Не так ли и мы поступаем постоянно? Мы слышим, но тут же спрашиваем в надежде, что нам будет сказано что-нибудь другое, более подходящее к нашему желанию. А слова Христовы, сказанные ученикам, действительно являются как бы отрицанием всего того разговора, который у Него был с вопрошающими Его. Вопрошающий хочет узнать, как войти в вечную жизнь; Христос еще раз, лишний раз отсылает его к Ветхому Завету: «Выполни заветы». «Всё я исполнил, — говорит юноша, — всё исполнил, во всем перед Богом прав, во всем прав перед людьми». Ни в чем его не задирает совесть. О чем же он тогда спрашивает? Он спрашивает, потому что совесть-то его знает, что он оправдывается только законом, но что за законом стоит гораздо более глубокая правда, чем простое исполнение его. Надо войти в его дух, а дух закона — любовь, которая расцветает в Евангелии. И еще Христос ему говорит: «Если ты всё это исполнил, тебе одного недостаёт; отдай всё свое богатство и иди за Мной». Этот юноша, этот человек богат материально, но еще более богат он сознанием своей добродетели. Он исполнил всё, что нужно перед Богом, выполнил всё, что его оправдывает перед людьми и делает достойным уважения и чести; он богат. И вот если он от этого богатства не отойдет, не войдет он в Царство Небесное. И тут встает образ этих детей, о которых только что говорилось. Какая разница между этими детьми и вопрошающим человеком? А разница в том, что ребенок не ссылается на свое богатство, не кичится своей добродетелью, не знает, что он имеет право и заслуживает Царство Божие. Ребенок беспомощен, ребенок бессилен, он ни на что не рассчитывает по своему крайнему бессилию и беззащитности своей кроме как на милость, на любовь, на жалость и на ласку. Да, таково есть Царство Божие, потому что Царство Божие — это царство взаимной любви. Те, которые ни на что не могут рассчитывать кроме любви, перед тем открывается действительно Божие Царство. Но те, которые думают войти в него по каким-то правам, тем оно закрыто, потому что это не царство прав, не царство закона, а Царство даром: милости, даруемой по любви. Да, богатому не войти в Царство Божие; тот, кто думает, что он с собой несет свое оправдание и свои права, для того нет пути в него. Но тот, кто придет, зная, что он ничего не заслужил, что он ни на что не имеет права, и будет встречен любовью, верит в любовь, рассчитывает на нее как на единственное свое спасение, тот уже опытом своим в Царствии Божием. Вот этому нам надо научиться: забыть про права, забыть про богатство, обнищать духом до конца, чтобы быть до конца беспомощными, до конца беззащитными, до конца зависимыми от любви, которую мы даем и получаем, и тогда Царство Божие действительно вселится в наши души и распространится вокруг нас. Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Клин: Хрисианская жизнь, 2004.
Соборный листок № 34, январь 1973.