митрополит Антоний Сурожский

На слова Бакунина о религии: «Бог появляется – человек гаснет»

1970 г.

…Меня очень поразили слова Бакунина: «Бог появляется — человек гаснет», и немножко дальше: что человек может рас­сматривать как оскорбление себе то, что жизнь и всё содержа­ние её является даром.

Мне кажется, что и на самом деле, при неверном понимании и Бога, и человека можно себе представить, будто величие Божие построено ни на чем ином, как на уничижении человека — это видно на некоторых иконах, где Бог изображается в челове­ческий рост, а человек — в мышиный; но это же только картина, и если мы этого не понимаем, то мы ничего вообще не мо­жем понять ни в искусстве, ни в выражении, которое мы даём нашим мыслям и нашему опыту.

Относительно же оскорбления, которое человек может пере­жить при мысли, что всё в жизни, начиная с самой жизни, явля­ется даром, мне кажется — это недоразумение, это непонимание самой сердцевины вопроса.

Дело в том, что дар и любовь — нерасторжимо связаны. Всё, чем мы обладаем, что нам дано, — вырвано из таинства любви. Именно только то, что мне дано, является знаком и доказатель­ством любви — как Божией, так и человеческой; и первая запо­ведь Блаженства «блаженны нищие духом» говорит о нищенстве не в том смысле, что у нас ничего нет — мы очень богаты: у нас есть жизнь, бытие, ум, сердце, воля, тело и весь мир вок­руг нас; но мы нищи духом тогда, когда понимаем, что всё это нам принадлежит только как подарок, что это подарок, это знак любви, и мы живем в Царствии Божием — именно в Цар­стве любви.

Бог же, со Своей стороны, хочет, чтобы мы были творцами и великими; мы призваны Богом стать участниками Божественной природы, вырасти в полную меру дружества с Богом.

Возьмите, например, притчу о блудном сыне. Он, от стыда сгорая, готов стать рабом в доме своего отца — отец не соглашается. Нет, — говорит он, — сыном ты можешь быть недостойным, но достойным рабом – никогда. И о том же го­ворит нам притча о талантах. Притча о талантах нам показыва­ет, что Бог проявляет к нам предельное доверие; Он нам вру­чает талант, т.е. и всё, что есть у нас собственного, в ду­ше, в уме, в сердце, и весь мир, и даёт-то Он нам его в ру­ки как хозяин, который своим слугам оставляет все свое хозяй­ство перед тем как удалиться. Он как бы перепоручает нам всё — и человечество наше, и всю природу, и мир. Этим пока­зывается доверие, которое рабу или презренному человеку не окажешь.

И с другой стороны, здесь есть обоюдный риск. Бог нам вручает мир, который мы можем изуродовать, сделать страшным — и на самом деле мы это сделали, — но Бог берет на Себя этот риск, и отвечает на наш страш­ный поступок изуродования мира Воплощением, Он делается человеком для того, чтобы мы могли снова поверить в себя, поверить в мир и стать творцами. А с нашей стороны Он требует, именно требует полного расцвета нашей лично­сти, творчества наподобие Себе, и только тот из слуг господи­на в притче наказан и извергнут, который ради какой-то трус­ливой безопасности ничего для того, чтобы принести плод жизни,  не сделал.

Бог хочет, чтобы мы выросли в ту меру, которая явлена нам во Христе, т.е. именно стали такими же великими, как Он Сам. Вот о чем говорит нам Воплощение, и вот то, во что веруют те, которые за Христом пошли в творчество, в величие человечест­ва и в радость этого чуда доверчивой, щедрой и храброй Божественной любви. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет