Когда кто-нибудь нам очень дорогой и близкий умирает, то с ним ложится в гроб все, что ему было чуждо, все, что он отвергал, все, что ему казалось смертью, противной самой жизни. Когда душа человеческая возносится к престолу Господню, она уносит с собой все, что в нас способно жить небесным, вечным. Так должно было быть и со смертью и Воскресением Христовыми. Он умер, потому что на земле царствует отсутствие любви, смерть. И с Его смертью должно бы нам стать невыносимым всё то, что убило Христа — человеческое себялюбие, замкнутость в себе, искание своего, неспособность любить, т.е., жить для другого, другим, ради него. И в Воскресении Христовом, и в Его славном Вознесении всё, что в нас способно к вечной жизни, должно бы ожить, и с Ним, в Нем уже теперь победить. Вот так мы и живем только отчасти. Некоторые пережили это с громадной силой — это святые Божии, которые смерть Христа восприняли так, что Он был убит моим собственным грехом, моим отказом от жизни, моим отказом от любви, моей сосредоточенностью на себе, моим отречением от брата; и увидев Христа во гробе, убитого ими самими, они это пережили как окончательную мертвость по отношению ко всему тому, что убило Христа. И узрев Его живым, увидя Его во славе, взирая на славное, светлое, победное Его вознесение, они поняли, пережили глубинно, что теперь всё, что им дорого, всё, что имеет смысл, что имеет глубину, пребывает там, где Он находится в вечной жизни: не где-то вне земного бытия, но в самой сердцевине этого бытия, там, где Бог действует, призывая, спасая, изменяя нас. Отчасти и мы приобщены этому чуду переживания; поскольку у нас есть доверие ко Христу, любовь к Нему, поскольку мы стремимся душой, всем естеством нашим жить, мы уже принадлежим к миру Божию. Но в нас столько еще косности, мертвости, не той доброй, спасительной мертвости по отношению к греху, к смерти, а другой мертвости – безжизненности. И вот вся задача жизни в том, чтобы изо дня в день бороться за жизнь против этой безжизненности, открывать себя действию Божию, силе Божией, в молитве, в исполнении Христовых заповедей, которые для нас путь, указание как жить, для того, чтобы ожить; участием в таинствах Церкви, в которых Бог, посредством самых простых вещей, посредством вещества — хлеба и вина, освященного елея, благословенной воды — нас приобщает тому, что за пределами земного бытия. Часто мы чувствуем в себе мучительную разделенность, словно мы разорваны. Будем это переживать сначала с радостью, потому что эта разорванность нам говорит, что мы не всецело погружены в землю, в мертвенность, безжизненность, что в нас что-то бьется, какая-то жизнь трепещет и хочет вырасти в полную свою меру и нас унести туда, где жизнь жительствует, где победила Пасха Христова. Но будем бороться так, чтобы раздвоенность постепенно уменьшилась, чтобы вырастала, нарастала в нас жизнь, чтобы она побеждала мертвость, безжизненность, и чтобы нам когда-нибудь посмотреть на всё, что человека убивает, его безразличие, т.е. наше безразличие, нашу холодность, наше себялюбие, сосредоточенность на себе, нашу жадность к земному бытию, наши страхи, ненависть — чтобы на всё это посмотреть, как на орудие, которым темная сила хочет нас убить, и отвернуться, отречься, и жить Божией жизнью. А это дается подвигом, это дается крестом, потому что в вечную, воскресшую жизнь можно войти только приобщением к мертвости Господней и жизни Господней. Вот будем верны каждому слову Его Евангелия, будем верны всей жизнью нашей, не только умилением и переживанием, но жизнью всей, и в нас вырастет вечная жизнь и победит Господь. Аминь.