Мы привыкли презирать и осуждать фарисея; нам кажется, что сегодняшнее Евангелие даёт нам на это право — он будто осужден Самим Христом. Но мы забываем, что его надменная праведность стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нем сказаны в Евангелии, он постится дважды в субботу, т.е. по закону воздаёт Богу не только то, что он должен бы воздавать, но больше, сверх меры: он дает Богу от своего усердия; и одновременно он даёт значительную часть своего дохода нуждающимся, и потому и к людям тоже он обращен каким-то — хоть и суровым — подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нем. Это были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг во правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали. Вот он вошел в храм, не остановился у притолки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна была бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришел твердым шагом и занял свое место в храме, он на это место имеет право, он живет достойно, по правилам Церкви, и потому он стоит там, где имеет право стоять. Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, у нас есть среди людей место, и есть у нас место, я не говорю в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг живого Бога своего. Мы тоже думаем часто: Моё место тут, а его — там.
А там стоял человек, который по суду людскому, действительно не имел никакого пути вперед, в передние ряды праведников Господних. Он был собирателем податей — но как они разнятся от нынешнего времени. Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, собирать их дань; и конечно такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом этой жизни была твердость , была жестокость, было вымогательство, была беспощадность. Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной жестокой жизни, которую он вел среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие. Если всё будет идти по писаному, если всё будет делаться так, как по праву можно поступать, — ни один человек не уцелеет. И вот он стал у притолки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же беспощадную жестокость, какую он применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, потому что милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя, ни быть достойным его нельзя; его только вымолить можно; оно может придти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо, когда праведность склоняется перед грехом, когда милосердие вдруг прорывается там, где должна бы проявиться правда, высокая беспощадная правда. Он стоит весь в грехе своем, не смея войти в область правды Божией, потому что там для него нет прощения, а стоит он у притолки, надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край перельется милость, жалость, сострадание, что с ним случится незаслуженное и невозможное. И потому что он верит в это, потому, что жизнь его именно этому научила — что бывает невозможное и только невозможное делает жизнь людскую возможной — и он стоит, и до него доходит Божье прощение. Христос нам говорит, что этот ушел более оправданным, чем другой. Фарисей не был просто осужден — до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он клал усилие души и тела в свою праведность; она была бесплодна, из нее не высекалась даже одна искра сострадания и любви, и однако это была праведность. А неправедность получила прощение.
Вот подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом, т.е. отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишенные даже и праведности фарисея — не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мертвыми душой? Как мы смотрим на ближнего — в храме, вне храма, в жизни, в семье, в работе, на улице, в газете, везде — единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не опираясь даже на ту истинную, хотя и мертвую праведность фарисея? Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». – Клин: Христианская жизнь, 2004.