митрополит Антоний Сурожский

Памяти Святых Отцов Первого Вселенского собора

7 июня 1970 г.
Тема: Воплощение, Традиция   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня храним с благоговением и благодарностью память Отцов Первого Вселенского собора, которые перед лицом лжи, поднявшейся на Христа, провозгласили веру церковную о том, что Он поистине — Сын Божий и Бог, равный Отцу и Духу.

Мы живем в век, когда вера, кажется такой простой и очевидной. Но она не всегда была таковой, и она не была таковой для многих; и вот, в это дальнее время, когда человеческий ум в ужа­се предстоял перед непостижимостью Божественного Откровения, людям, искушённым земной мудростью, особенно трудно было принять Христа как живого Бога, непостижимого, не ограничен­ного ни временем, ни пространством, но, однако, пришедшего плотью жить среди нас, ставшего человеком, во всем нам подобным, кроме греха.

То же самое искушение из столетия в столетие стоит перед лицом всех, которые погружены в мысли о земле и не готовы встать перед тайной Божией и принять верой слово истины, Самим Богом сказанное.

С тем большим благоговением должны мы относиться к тем, которые в те дальние для нас времена, но времена, близкие к дням земной жизни Спасителя, сохранили для нас и провозгласили во всей славе эту веру. Благодаря им мы поклоняемся во Христе живому Богу; благодаря им мы знаем, что Бог непостижимый был человеком и всё человеческое принял на Себя, все освятил, все очистил, все сроднил с Богом таинственным и непостижимым.

С каким благоговением должны мы относиться к человеку и к тому ми­ру, в котором это совершилось! Воплощение Христово, вопло­щение Слова Божия говорит нам о том, что человек настолько велик, что он не только может быть храмом Божиим, местом Его вселения, пребывания, но может сродниться с Ним так, как нам показано в чуде Воплощения.

И еще эта тайна откры­вает перед нами величие всего созданного мира, потому что не только Сын Божий стал Сыном человеческим, но Слово стало плотью, Бог не только стал человеком, но и соединился с веществом, созданным веществом нашего мира; и мы видим, что вся тварь создана Богом так, что она может, опять-таки, быть не только храмом и местом Его пребывания, но соединиться с Самим Божеством.

Если бы мы только могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе обращались бы с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением!

Вдумайтесь в это; апостол нам говорит, что мы должны не только в душах, но и в телесах наших прославить Бога; он возвещает, что придет время, когда Сын все покорит, и тогда, покорившись Отцу, Ему все предаст, и будет Бог «всяческая во всем»: работаем ли мы над тем, чтобы эта слава осенила, охватила, пронизала нас, каждого человека вокруг, всю тварь? Вступим в этот путь благоговейного, трепетного, но и ликующего о славе Божией созидания, и о славе твари со­зидания, и станем вместе с Богом строителями вечности. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Клин: «Христианская жизнь», 2004, с. 129

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет