Виедозапись семинара можно посмотреть здесь
1. Что нового узнает человек о зависимости и свободе, став христианином?
2. Что такое зависимость и от чего мы зависим? Что в природе человека (или воспитании?) влечет его под власть разного рода зависимостей? Как осознать, что ты не свободен?
3. Почему Владыка предостерегает от сосредоточенности на себе, когда говорит о зависимости?
4. Как помочь себе или близким преодолеть зависимость?
Докладчики:
Евгений Николаевич Проценко, психолог, руководитель реабилитационных программ Христианского благотворительного фонда «Старый Свет». Доклад «Митрополит Антоний Сурожский и развитие служения зависимым в нашей стране».
Екатерина Алексеевна Савина, психолог-консультант, директор реабилитационного центра «Зебра». Доклад «Служение другим как путь выздоровления»
Прот. Александр Борисов, настоятель храма свв. Космы и Дамиана в Шубине.
Обсуждение пройдет в форме дискуссионных групп. Ведущие групп: Е.Н. Проценко, Е.А. Савина, прот. Александр Борисов, прот. Владимир Архипов (клирик храма Сретенья Господня в селе Новая Деревня), игумен Иона Займовский (руководитель программы духовной, психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре), Е.В. Загородная (к.п.н., психолог, сотрудник консультации «Семейное благо», консультант по работе с семьей в фонде «Старый Свет»), иерей Алексей Агапов (настоятель храма Архангела Михаила в г. Жуковском, участник рабочей группы по подготовке конференции по богословию зависимости).
Тексты для обсуждения:
«О трезвости» (Митрополит Сурожский Антоний. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди». Клин: фонд «Христианская жизнь», 1999. С. 238-241). Скачать в формате .doc
«Мистицизм» (Митрополит Сурожский Антоний. Беседа в Лондонской Школе искусств, 18 октября 1967 г. Пер. с англ.). Скачать в формате .doc
Ведущие: Н.В. Ликвинцева и Е.Ю. Садовникова, Адрес: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (м. «Таганская»-кольцевая), тел. для справок: +7(495)915-10-80, +7 (903)543-88-19
Очередной семинар по наследию митрополита Сурожского Антония, и снова аншлаг. Только недавно мы рассказывали о переполненном зале на семинаре, посвященном смерти и страданию – тому, что касается всех, и снова тема, которую поднимает Владыка во многих беседах, привлекла обширную аудиторию: зависимость. Такова особенность служения и жизни Владыки: его постоянная готовность встать лицом к лицу с самыми острыми, болезненными явлениями и отношениями, вступить в сердцевину бури, в эпицентр борьбы между добром и злом, поле которой – душа человека. Поэтому из наследия его слова, молитвы и личного делания можно черпать и черпать не только в плане повседневного духовного роста, но и в тяжелых и отчаянных ситуациях.
Зависимость – камень преткновения, проблема, нескончаемая борьба, неустойчивая победа и постоянные поражения, известна практически каждому: в собственной внутренней жизни, в быту, в семье, в общине, в обществе. Чтобы это продемонстрировать, один из ведущих дискуссионных групп семинара использовал остроумный (хотя, может быть и не вполне корректный) прием: до начала обсуждения он попросил поднять руки тех, кто считает себя совершенно свободными, не имеющими никаких зависимостей. Результат можно предугадать.
В видеофрагменте по традиции, показанном вначале семинара, – отрывке из беседы 20 мая 1999 (из цикла “Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…») Владыка, основываясь на этимологии английского или французского слова Liberty, liberite, объясняет, какого человека можно считать свободным: того, кто ничем не порабощен. Чтобы человек стал свободным, «все то, что может владеть человеком, должно было быть побеждено, он должен был научиться быть хозяином самого себя, с тем чтобы быть хозяином своей жизни. И поэтому для того, чтобы быть свободным, надо было победить в себе все то, что могло поработить вас — не извне, а изнутри». Слова митрополита Антония о свободе, особенно то, с какой силой и тоской говорит о свободе этот великий духом человек, с самого начала семинара с убедительностью показали, что несвобода, зависимость – проблема всеобщая. Он редко дает советы, как исцелиться, чем помочь, а если и дает, то «по касательной»: к примеру, он предлагает, чтобы понять, насколько мы зависим от приходящего извне, насколько редко действуем изнутри своего «я», попробовать пять минут остаться наедине с собой. Вначале нам понравится покой, потом станет скучно, неуютно, а потом и вовсе страшно! Серьезные духовные проблемы решаются на уровне конкретной личности, а не общими правилами, и все-таки, в сложнейшем вопросе о зависимости естественно обратиться к людям, которые посвятили жизнь служению людям зависимостями в самых острых формах: алкогольной и наркотической. Тем более, хорошо известно, что в нашей стране практически нет человека, который бы прямо или косвенно не был бы затронут этой трагедией.
Во многом такое вступление, а также обширный и глубокий опыт докладчиков – Евгения Николаевича Проценко, руководителя реабилитационных программ Христианского благотворительного фонда «Старый Свет», Екатерины Алексеевны Савиной, директора реабилитационного центра «Зебра» — создали удивительную атмосферу семинара – внимания, сдержанности в суждениях, вопрошания, желания понять и помочь себе и людям.
Евгений Николаевич, вторя многим известным западным психиатрам и психотерапевтам ХХ века, рассматривает зависимость как явление, имеющее очевидную духовную составляющую, а тягу к веществам, изменяющим сознание – как как искаженное грехопадением стремление человека к обретению Бога, к выходу за пределы земного существования. Обоснованность такого взгляда на данный вопрос видел и митрополит Антоний.
Екатерина Алексеевна, развивая тему, обратила внимание на то, что владыка называл корнем зла замкнутость зависимого человека на себе. Понимание этого открывает путь к исцелению – выйти за пределы собственного «эго», увидеть другого, постараться ему помочь, изменить свою жизнь – и затем постепенно избавиться от зависимости. Е.А. Савина отметила, что бытует распространенное мнение о том, что нужно СНАЧАЛА освободиться от зависимости, и тогда жизнь наладится – а действовать нужно ровным счетом наоборот: если сделать жизнь лучше, тогда и отпадает надобность во внешних стимулах. Очень сильно прозвучала в ее выступлении мысль о благодарности как одном из методов освобождения. Человеку плохо или очень плохо, и он начинает употреблять и злоупотреблять алкоголем или наркотиками, впадая в зависимость. Но если есть силы внимательно посмотреть вокруг и осмыслить действительность, то можно понять, как много уже есть, как много Бог даровал – дал абсолютно даром. Такое отношение зарождает чувство благоговейного восхищения, душа от уныния, тоски и отчаяния постепенно обращается к тихой благодарности за то, что имеет – и уже нет необходимости искать способы заглушить, «залить» горе и боль.
Обсуждение продолжилось в формате дискуссионных групп, каждую из которых, наряду с докладчиками, возглавлял человек не понаслышке знакомый с проблемами зависимых людей. В разговоре приняли участие:
протоиерей Александр Борисов,
игумен Иона Займовский, руководитель программы духовной, психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре,
Елена Владимировна Загородная, психолог, сотрудник консультации «Семейное благо», консультант по работе с семьей в фонде «Старый Свет»,
иерей Алексей Агапов, настоятель храма Архангела Михаила в г. Жуковском, участник рабочей группы по подготовке конференции по богословию зависимости.
Андрей Игоревич Магай, психиатр-нарколог.
Каждая группа получилась по-своему уникальной, предлагая возможность и высказаться, и выслушать, и поразмыслить о явлении зависимости в разных контекстах – с точки зрения не свободного/порабощенного пагубными привычками/страстями/грехами человека, с точки зрения близкого, желающего исцеления и исправления зависимому родственнику, и с точки зрения пастыря и профессионала, оказывающего поддержку таким людям. И хотя делиться личными историями с незнакомыми участниками семинара порой не так просто, именно дискуссионная группа дает обсуждаемой теме максимальное приближение к реальной жизни: дает возможность из опыта этих конкретных людей почерпнуть идеи, найти путь, поставить перед собой задачу – что я могу сделать, не откладывая, прямо сейчас? И пусть в малой мере, такая форма общения – это и опыт пребывания Церковью, опыт со-бытия, опыт вслушивания в другого – здесь и сейчас, у людей, не выбиравших друг друга, а оказавшихся вместе ради чего-то большего, чем они сами.
Один из участников семинара поделился интересным образом. Представим, что Господь сотворил нас идеальной сферой. Но, проживая жизнь, мы видим, что сфера измята, в царапинах, где-то не хватает частей и кусочков. Сознательно или бессознательно мы стремимся исправить эти изъяны и начинаем лепить что-то поверх этой сферы – отношения, переживания, алкоголь, еду – каждый что-то свое. Ошибка в том, что исправить все можно только изнутри – как воздушный шар выправляется и приобретает форму только, если в него дунуть.
Другой участник затронул важнейшую тему о сложностях на пути внутреннего изменения. Освобождение всегда означает перерождение, а, значит, и требует «перестройки», ревизии привычных связей. Разрушаются прежние шаблоны поведения и схемы мышления – а какова роль меня, нынешнего, в семье, на работе, в приходе? Кто я в Церкви и каковы мои отношения с Богом? Освобождаясь, многие проходят через серьезные испытания, в том числе кризис веры, но таков путь возрастания в меру свободного человека, а не раба.
Говорили о недостатке любви, который и влечет за собой жгучее желание заполнить зияющую дыру в душе и сердце любыми сурогатами или же, напротив, — поиск способов «оглушить» себя, избавить от боли. Почему нам так сложно спуститься на духовный уровень и начать работу там? Как научиться любить?
Тема зависимости оказалась животрепещущей и необъятной. Настолько, что семинар по духовному наследию владыки Антония можно считать лишь приглашением к дальнейшему разговору. Зависимость – явление, касающееся в той или иной мере любого из нас. Ее преодоление – долгий тернистый путь, зачастую, длиною в жизнь. И проходя это поприще будем утешаться словами владыки из воскресной проповеди, произнесенной 29 сентября 2002 года, которыми мы и завершили нашу встречу:
«Каждый из нас, кто уверовал, до сердца которого дошел Христос; сердце которого дрогнуло, согрелось, засияло Его присутствием. Это не значит, что мы всю жизнь способны жить в таком сиянии, но это значит, что наше сердце, как сосуд драгоценный, в котором находится эта тайна боговоплощения.
Когда-то мне отец Георгий Флоровский сказал, что когда мы крестимся, Христос вселяется в нас, мы делаемся как бы храмом Его воплощенного присутствия и храмом Святого Духа. Он входит в наши глубины. Это не значит, что каждый день, каждый час мы это умеем ощутить, но Он есть в нас. И по сравнению отца Георгия, Он в нас живет как семя, которое бросили в землю и которое постепенно и постоянно вырастает, и рано или поздно станет несокрушимым по своей величине, величии и силе древом.
Вот так будем о себе думать, что мы как земля, в которую вложено плодотворное семя, и что это семя растет и растет под силой и благодатью Святого Духа. Мы не всегда достойны этого, но оно живет в нас.
Как Апостол Павел это сказал, в полной мере мы не можем этого сказать, но мы можем знать, что Христос во мне живет и я — в Нем. И что рано или поздно это чудо приобщенности к Нему полностью раскроется передо мной. Дай это Бог каждому из нас. Но и дай каждому из нас верить, что это семя заложено, что оно растет, и что надо его защищать против всего того, что может его затоптать и уничтожит».