митрополит Антоний Сурожский

О слышании и делании

1971 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Есть два изречения в Священном Писании, на которые я хотел бы обратить ваше внимание: одно относится к говорящему, другое — к слушающему. Первое — это слово Христа: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф 12:37). Это относится не только к тому, кто проповедует слово Божие и который будет отвечать сугубо за то, что он знал и говорил, — и остался часто сам бесплодным; но это относится к каждому из наших слов. Есть слова, произносимые нами, которые человеку приносят жизнь, от которых его сердце делается вновь живым, ум озаряется, воля подвигается к добру, все естество его делается новым, — это слова жизни. Дай Бог нам говорить их друг другу. А есть мертвые, жесткие слова, бесчувственные, в которых нет жизни, а есть только тусклость и мертвость. За эти слова мы дадим ответ перед Богом. И поэтому так значительна эта молитва, которую говорил постоянно святитель Тихон Задонский: “Господи, дай мне молчаливость, рассуждающую словеса”; то есть: дай мне такую молчаливость, которая дала бы мне возможность из глубины молчания выбрать те слова, которые можно произнести, которые будут животворны, чисты, глубоки, за которые мне не будет стыдно перед судом Божиим… Дай мне, Господи, молчаливость, рассуждающую словеса!

Но не только тот, кто говорит, но и тот, кто слышит, ответственен за произносимое слово: Блюдите как вы слушаете, — говорит апостол Павел. Можно слушать сердцем глубоко открытым, можно слушать закрытым, замкнутым сердцем и душой. Можно слушать для того, чтобы получить от слышанного, даже глубокого, божественного — мгновенное наслаждение, но без всякого намерения жить по слову, которое тронет душу. Можно слушать насмешливым, горьким умом, можно пройти мимо Самого Христа говорящего и остаться бесплодным. Мы в течение всей нашей жизни слышим Христовы Божественные евангельские слова — и как мало они меняют нашу жизнь… И когда-нибудь мы услышим Христово слово, сказанное еще в Евангелии: “Я вас не сужу; судья вам будет слово, которое Я говорил…” (см. Ин 12:47–48). Потому что это слово живое, от этих слов Христовых хоть на мгновение содрогается у нас сердце, делается возможным жизнь, но эти слова не уходят в глубины нашего естества, они не делаются вдохновением нашей жизни, и мы проходим мимо, изумившись и оставшись бесплодными. Почему? Потому что у нас нет глубины  и потому что у нас нет смелости, нет той решимости, которая нас заставила бы сказать: если это правда, то я буду жить так, уже без пощады к себе, без всякой жалости к себе; ради жизни поступать наперекор всем страданиям, всей лжи и неправде, и мертвости, которые в нас есть…

Поэтому подумаем над этими двумя изречениями; научимся молчать так, чтобы наше слово было избранное, чистое, животворящее, и научимся так слышать, чтобы ни одно слово жизни не прозвучало бы напрасно и не стало бы в день судный нашим осуждением.

Аминь. Опубликовано: Соборный листок № 14, январь 1971, «Альфа и Омега». 1997. № 2(13),  Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет