митрополит Антоний Сурожский

О маловерии и буре

16 августа 1970 г

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на три вещи в сегодняшнем Евангелии; во-первых, сегодняшнее чтение следует как раз за тем чтением, которое мы слышали на прошлой неделе, о том, как Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек. И вот первое, что бросается в глаза, что сначала мо­жет удивить, если только мы не вспомним о себе самих, о том, как мы воспринимаем и соответствуем тому, что открывается нам в жизни: кажется таким странным, что апостолы, которые только что пережили такое чудо, могут так легко колебаться верой… И однако это должно нам напомнить о том, что мы окружены чудесами, что наша жизнь вся пронизана действиями Божиими, либо непосредственными — в таинствах, в молитве, в моментах глубокого, тихого озарения души, или посредством лю­дей — любовью, которая иногда спасает нас от отчаяния, от смерти, от горя, приподымает завесу невыносимого в жизни. И тем не менее, мы тоже, пережив сегодня, может быть, час то­му назад, чудо жизни, вдруг оказываемся через час — меньше, чем через час! — когда мы пройдем через дверь и окажемся на улице, как бы чуждыми нашему собственному опыту: забыли!.. И к жизни относимся так, как будто мы и не переживали ничего: все по-прежнему; вышли из области чуда и вошли в обыденность; и уже мы стали обыденными. В памяти где-то мы можем найти случившееся; но жизнь наша от этого не изменилась, душа не изменилась глубоко, сознанье не изменилось достаточно, чтобы этим жить. Это -первое. И поэтому мы не станем и удивлять­ся тому, что было с апостолами; да, они пережили величайшее чудо и тут же выпали из этого сознания Божьего присутствия, чудотворного, животворного.

Второе, — Петр и другие апостолы плывут, их охватила буря; их бьет и ветер, и море; смерть их окружила, смерть теснится в их челнок; и вот, как бы в сердцевине этой смерти, окруженный разъяренными ветрами, идет по разъяренным волнам — Христос. И они Его принимают за призрак: это не может быть Христос; если бы Христос был тут — прошла бы опасность, минул бы ужас, отошла бы бесконечно далеко смерть. Христос — Он же ведь Спаситель, Он — князь мира! Он тот, Который дает тишину, покой, жизнь, как же Он может быть в сердцевине этой смертоносной бури?.. Это мы говорим тоже, все время, как только с нами случится горе — личное, семейное, общест­венное, всенародное, — мы спрашиваем в себе: Где же Бог? Что Он делает? Неужели дремлет? Неужели Его присутствие, ко­торое иногда вдруг мерещится посреди бури, — ничто другое, как призрак, то есть обман, ложь на Самого Бога? Нет! И в буре Господь, и в тишине Господь; потому что в сердцевине бури возвышается страшная Голгофа, потому что в сердце бури находится Гефсиманский сад; в Гефсиманском саду, на смерто­носной Голгофе находится воплощенный Сын Божий… И теперь, когда ужас нас охватывает, когда мы — в тисках страха, смер­ти, болезни, гонения, ненависти, то среди этой бури — Сам Господь. И мы можем пройти через эту бурю, нам незачем из нее вырываться, нам достаточно покинуть этот хрупкий челнок, который защищал так ненадежно учеников, вступить в самую бу­рю, беззащитно — и идти ко Христу, и мы пойдем по водам, и не унесет нас ветрами – только бы мы шли ко Хри­сту, туда, где Он есть, а не думали о том, что с нами будет… Нас может потопить только сознанье того, что будет со мной?.. Забудь это -и никакая буря уже не имеет власти ни жизни, ни смерти над нами. Петр усомнился; он вспомнил о себе, он начал тонуть, но и тут, когда он воскликнул: Господи, спаси! — Спаситель Господь простер руку, и вдруг затихла буря, и вдруг они оказались уже у того берега, к которому стремились, потеряв его из виду…

И третье: Петр усомнился, и его самое сомнение, его ко­лебание явило другим ученикам еще раз Божественное величие Христа; они в бурю не .ушли; у них не хватило даже этого порыва; но то, что случилось с Петром, даже его слабость -но и его спасение Богом — заставило их прекло­ниться перед Христом и признать Его Сыном Божиим…

Так бывает и с нами; и поэтому вдумаемся в этот рассказ, он нам несет много уроков для жизни; но вдумаемся так, чтобы эти уроки не только на мгновение пережить сейчас, но унести с собой и положить в основу не только мировоззрения, но и жизни.

Аминь.

Опубликовано: «Проповеди и беседы». Париж: Сурожская епархия, 1995. с. 53; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» — М.: Гранат, 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет