митрополит Антоний Сурожский

О Божией Матери

Рига
Июнь 1971 г.
Тема: Божия Матерь   Место: СССР   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Церковь из столетия в столетие находит все новые и новые слова, чтобы петь славу Пречистой Деве Богородице, — и все равнослов не находит: какие они бы ни были ласковые, восторжен­ные, теплые, наши слова никогда не сравняются с тем, что была и что есть для нас Божия Матерь. И мы молимся Ей с таким доверием, нам ясно, несомненно, что Она отзовется на нашу молитву; так ясно нам, что радуется Она о каждой радости человеческой, радуется о спасении нашем, радуется обо всем самом простом, самом земном. Но мы мало думаем о том, какой ценой эта радость Ей досталась.

Уметь радоваться с радующимися, уметь радоваться о том, что нечто хорошее, добро пришло в жизнь человека, не всегда легко. А для Матери Божией — это подвиг, который мы недостаточно изме­ряем. Ведь подумайте: каждый раз, когда мы говорим Деве Бого­родице: «Богородица, спаси! Пречистая Дева, защити! Матерь Божия, заступисьза нас!» — что это значит? Кто мы по отношению к Ней? Разве мы не те, ради которых Ее Сын умер на кресте? Разве не потому умер Он страшной смертью, пережив до этого ужас Гефсиманского сада и страстных дней, что мы — грешные, что каждыйиз нас потерял своего Бога, и потерял доступ к Нему, и потерял доступ к своему брату, к своему ближнему, к самому родному. Для того сделался Сын Божий Сыном человеческим, чтобы закрыть эту пропасть, которую грех создает между человеком и Богом, чтобы закрыть эту бездну, которая отделяет че­ловека от человека. В одном житии рассказывается о том, как праведной жизни священник, в ужасе от того, что он видел вокруг себя, как-то в молитве воззвал: «Господи, когда же Ты накажешь этих людей?» И Христос перед ним стал исказал: «МОЛЧИ! Так не молись! Если бы только один-единственный человек был бы гре­шен, лишен Бога, отчужден от людей, погибал бы, Я был бы готов вновь стать человеком и тысячи раз перестрадать то, что Я пострадал однажды на земле»

Вот любовь Божия; и вот любовь Божией Матери. Каждый раз, как мы Ей говорим: «Матерь, защити нас от того осуждения, кото­рое мы заслуживаем» — потому что мы изменники Богу, потому, что мы изменники друг к другу — это же то же самое как сказать: «Мать, я виновен в ужасной смерти Твоего Сына. Если Ты простишь, если Ты заступишься — никто не может меня осудить и отвергнуть, прости;заступись, защити — и тогда я знаю, что суд меня не застигнет, а милость Божия меня покроет, спасет и унесет из мира зла в мир Божьего Царства». Но как ве­лика, как изумительна любовь Божией Матери, как мы ее изведалииз столетия в столетие, чтобы быть в состоянии говорить такие слова! Ведь подумайте — многиеиз вас матери, отцы, сестры: кто из нас нашел бы в себе силу заступиться за убийцу сына, брата, мужа, близкого человека, сказав: «Я прощаю — не судите его, дайте ему идти в мире»? И это-то и делает Божия Матерь. Заглянем в наши сердца: кто из нас можетхоть сколько-то приблизиться к такому великодушию, к такой любви?

И вот мы поем акафист: «Радуйся!… Радуйся Благодатная!… Радуйся — всем радостям Ты еси радость…Радуйся, Дева, радуй­ся…» Да, радуйся; радуйся о том, что люди, которые вокруг Те­бя это поют, спасены ужасом Гефсимании, страстной седмицы и крестом Твоего Сына. Радуйся, что так нас возлюбил Бог, радуйся, что так нас возлюбил Твой Сын, Божия Матерь; радуйся и о том, что не напрасна была Божия любовь и не напрасна оказалась крестная смерть Твоего Сына. Мы поняли любовь, мы приняли любовь;мы плачем, мы молимся, мы надеемся, мы верим,мы ждем спасения…

Вот, что значит наша молитва Божией Матери. И каждый раз, когда ярко, когда тихим светом сияет слава Богородицы,мы долж­ны помнить, что эта слава блеснула как огонь в горниле испыта­ния. Вспомните явления славы Христа Спасителя: тогда только явлена эта слава на земле, когда говоритсяили переживается крест. Первый раз — свидетельство Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который подымает на Себя, берет на Себя грех мира»- и голос Божий: «Это Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». Гора Преображения:в каком сиянии является Господь Своим ученикам в тот момент, когда Моисей и Илия говорят с Ним о грядущем Его распятии и смерти…

И так и с Божией Матерью. Ее слава сияет из мрака ужаса, Ее слава родилась у подножья креста; и когдамы молимся Ей, с каким чувством благоговения и благодарности должнымы к Ней обращаться! Она нас так возлюбила, что может за нас мо­литься, сказав Сыну: «Чадо! Он виновен в Твоей смерти, но Я, Мать Твоя, простила уже давно — а теперь говорю Тебе: Про­сти! Разве Ты не молился на кресте: Простиим, Отче, не знают, что творят»?… Вот, что мы ожидаем от Божией Матери. И поэтому, ког­да вы будете вновь и вновь молиться Ей дома, петь акафист в церкви, слышать молитвы, хвалебное пение Ей в церкви — вспомните, что это значит. Она простирает над каждым из нас Свой покров и говорит: «Не бойся! Да, ты виновен, ты виновна в том, что погиб Мой Сын, но Я за тебя заступлюсь, и милость Божия будет с Тобой»…

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Аминь.

Опубликовано: «Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России.» СПб: Сатисъ, 1994.

Слушать аудиозапись: О Божией Матери. Рига. Июнь 1971 г. , смотреть видеозапись: нет