Что такое святитель? Святитель, в первую очередь, это человек, которого призвал Господь благословлять Его именем и освящать всё земное силой и благодатью и словом Самого живого Бога. И это освящение начинается с момента, когда человек сам себя отдает Богу, приносит себя как жертву живую, с тем, чтобы принадлежать Богу безраздельно, чтобы быть Его, до конца. Самый великий образ такого человека мы находим во святом Иоанне Предтече, о котором Евангелие говорит, повторяя слова пророка Исаии, что он был гласом, вопиющим в пустыне; это уже не человек был, который произносил бы слова Божии — это был громовой Божий глас, звучащий устами человека. Бог говорил им; Он так овладел Иоанном, что Иоанн стал только гласом Божиим, только силой Божией, только Божиим делом. И так случается со всяким человеком, который до конца, безраздельно, без оглядки, подвигом иногда устрашающим нас, отдаст себя Богу, принесет себя в живую жертву, скажет Богу: Я Твой! Делай со мной всё, что Ты только захочешь, но только бы во мне, вокруг меня, через меня совершалась на земле Твоя преображающая, освящающая воля…
Таким был и митрополит Петр, память которого мы сейчас празднуем. Отдавая себя безраздельно Богу, он от своего Бога, от нашего Бога научился любить такой любовью, которая могла преображать жизнь и людей вокруг него. Любовь действительно преображает… Часто нам думается: если бы окружающие нас люди были лучше, как легко было бы их любить! Да; но это было бы тогда не творческим и преображающим подвигом любви, это было бы только одной отзывчивой радостью на чужую святость, на чужую доброту, на душевную красоту других людей. Любовь начинается тогда, когда нам дано видеть людей так, как их видит Господь; видеть одних в их славе и великой духовной красоте и ликовать о них, и благодарить Бога за это видение. А других видеть в их мраке, помраченных, раненых грехом, изуродованных злом. И этих полюбить сострадательной, жалостливой, ласковой любовью. Каждый раз, когда мы умеем кого-либо так полюбить, мы кладем начало его преображению; нельзя стать лучше без того, чтобы кто-нибудь нас не полюбил; не полюбил бы и не поверил, что всё возможно, что мы не обязательно погибнем в нашем грехе; что мы не обязательно останемся изуродованными злом и страданьем; что мы можем ожить и стать во всей красоте и славе, к которой нас призвал Господь.
И вот святые Церкви нашей умели любить; умели любить, забывая себя; умели любить, проходя мимо зла и видя только ужас и страданье тех, кто это зло совершает… Святитель Петр умел освятить вокруг себя жизнь, потому что он умел любить людей; он умел вглядеться в жизнь и прозреть в ней всё то, что способно стать частью Царствия Божия, вглядеться в жизнь и в события и включить их в тайну Божиего домостроительства. Он умел большой любовью человека и бездонной любовью Бога одарить людей вокруг себя; но он еще освящал людей не только своей преображенной любовью, но и тайнами Церкви.
Тайны Церкви: крещение, причащение Святых Тайн, миропомазание, кладущее на нас печать дара Святого Духа, брак, священство, покаяние — всё это действия Божии, которые совершаются в среде церковной, среди народа Божия, силой Господа Духа Святого; но это возможно только если человек имеет в себе и веру и любовь. Если бы мы только понимали, что совершается над тварью, когда совершаются таинства Церкви! Вот, церковные люди собрались; один из них, Богом поставленный и освященный, возносит молитвы Церкви к Богу, и Дух Святой сходит на воды крещения, на хлеб и на вино предложения, и они уже — преображенная тварь. Это уже не обыкновенные воды, это уже не просто хлеб и вино, эти воды полны силы и действием и присутствием Святого Духа; они уже исполнены ангельской силы, они уже могут преображать и претворять нас, людей, в новые существа. Этот хлеб и это вино уже стали Телом и Кровью Христа. Какое дивное чудо! И этим чудотворным образом, по жалости, которую он делит с Богом, по состраданию Божию, которое живет и пламенеет в его душе, по любви к людям, святитель даёт, и этот дар, который он приносит от живого Бога, потому что он тоже сумел полюбить и отдал себя в руки Божии, преображает нас. И тут любовь Божия, бесконечная любовь, любовь безбрежная, которая охватит и добрых, и злых, и всех зовет ко спасению. Как это дивно!
И еще, совершается другое, последнее, о чем я хочу упомянуть. Есть присловье на Афоне, на Святой Горе, что никто не может отречься от мира, если он не увидит в глазах, на лице хоть одного человека сияние вечной жизни. И вот святые, которыми так богата наша Церковь, они действительно были присутствием этого животворного, преображающего, радующего душу сияния вечной жизни. Это были люди, которые уже на земле жили вечностью, которые действительно, верой и любовью стали как бы частицами Тела Христова, ломимого ради спасения мира. Это были люди, которые стали по обетованию Ветхого и Нового Завета местом селения Духа Святого. Они приобщились, по слову апостола Петра, самой божественной природе; они своим присутствием были как бы присутствием тайны Божией среди нас, присутствием вечности. Глядя на них, можно было хоть сколько-то предугадать славу человеческую, которая откроется в конце времен, так же как видя пречистое Тело и Кровь, так же как взирая на воды крещения, мы видим тварь уже преображенную; мы видим, что будет с миром, когда Бог будет всем во всех. Разве это не дивно, разве это не радость, что нам дано иметь такой сонм святых Церкви нашей? Разве не счастье, что мы могли сегодня вечером собраться и ликовать вместе, одним сердцем, одной мыслью, одной торжествующей радостью о том, что наша русская земля принесла Богу такой плод? Он — один из нас, мы — плоть от его плоти, кость от костей его. Он наш, родной, и он нам показывает, что, может с человеком сделать любовь Божия, если человек ей отдастся беззаветно; и что эта божественная любовь, охватившая человека как пожар, может сделать вокруг себя. Господь всех нас зовет к тому же: так приобщиться к Его любви, так стать едиными с Ним, так раскрыться действию живоносного Духа, всесозидающего Господа, чтобы через нас и в нас то же самое случалось. Посмотрите, как дивны наши святые! Неужели нам не жалко и себя и других людей вокруг себя? Неужели мы не забудем себя по любви к Богу и по любви к другим? А если мы только захотим этого — и Господь пожаром любви нас заставит гореть так, чтобы и мы светили миру и согревали мир вокруг себя. Почитать святого, это не только значит о нем ликовать, это — вдохновиться его примером. Вот — вдохновимся сегодня. Посмотрим друг на друга новыми глазами, на тех, кто нам не дорог, кто нам безразличен, как будто чужд — и подумаем о том, что их любит Господь, и что нам Он поручил друг друга так любить, чтобы среди нас было Царство Божие. Станем же, как говорит апостол, друг друга тяготы носить, и так исполним закон Христов. А если кто сомневается, что хватит силы, помните апостольские слова, как Господь ответил Павлу апостолу, который просил о силе: Довольно тебе благодати Моей: сила Моя в немощи совершается. И Павел продолжает, говоря: .. и потому буду радоваться только на мою немощь, потому что всё мне возможно о укрепляющем мя Господе Иисусе Христе. Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.