Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
За каждой божественной литургией вы слышите слова Спасителя Христа, говорящего нам: Творите сие в Мое воспоминание… И нам думается — и справедливо думается — что Он нас призвал вновь и вновь собираться на эту тайную вечерю, единственную, неповторимую, когда Он преломил хлеб, освятил и дал Своим ученикам, когда Он роздал им, разделил чашу Крови Своея.
Но не только это обозначают слова Спасителевы. Когда Он совершал тайную вечерю, она не особняком стояла, как церковный, религиозный, культовый обряд, она означала собой всю тайну нашего спасения, тайну Воплощения, когда этот хлеб и это вино приобщаются тайне воплощенного Сына Божия, делаются Телом и Кровью Его, тайне распятия Христова, когда это Тело бывает ломимо и когда Кровь Его проливаема за спасение всех. И вместе с этим присутствием живого Христа любовью, верой, божеством победившего Христа, раскрывается и тайна воскресения и тайна вечного неизменного сидения Его одесную Бога и Отца, которое в истории, через несколько дней совершится телесно, реально в Вознесении Господнем.
И когда мы причащаемся Тайн Господних, мы должны помнить, что путем этого приобщения мы делаемся участниками всей этой бесконечно-глубинной тайны воплощения Сына Божия и всего того, что это значит для нас, верующих, и для истории всего мира; ибо Христос, как несколько раз говорится в Евангелии, пришел не судить мир, а спасти мир. Он пришел душу Свою, жизнь отдать за людей; и Он это делает, веря, что не напрасна будет эта жертва, возлагая на нас живую надежду, что мы откликнемся и что в нас тоже заживет, процветет, загорится ярким пламенем эта божественная любовь, которая Сына Божия сделала Сыном Человеческим.
И вот в жизни святых Адриана и Наталии мы видим осуществление этой тайны приобщенности ко Христу. Были они супругами; они сумели друг друга полюбить такой целостной, такой глубокой и светлой любовью, чтобы стать одно, и чтобы это единство между собой и во Христе и Духе осуществило уже на земле Царство Божие. Есть древняя рукопись евангельская, которая хранится в одном из английских городов; там есть несколько слов, не находящихся в обычном нашем евангельском тексте; и вот, что они гласят: Спросили Христа — Когда придет Царство Божие? И Он ответил: Царство Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно… Своей любовью целомудренной и вместе с этим до конца отдающейся другому святые Адриан и Наталья осуществили, явили Царство Божие и жили им и в нем уже на земле. В этом отношении они были во Христе и Духе; и потому что они были так совершенно Христовыми, Господь им дал пройти весь их страшный и дивный путь ученичества. Они возлюбили Его нераздельным сердцем, такой любовью, которая и их взаимную любовь сделала более глубокой, более чистой, более светлой и совершенной. Они прожили крестной жизнью, если крестом назвать тот подвиг, благодаря которому вымирает в человеке всё смертное, всё неспособное стать частью вечности. Они распяли на кресте чистой и совершенной любви плоть со страстьми и похотьми и осталась в них любовь светлая, греющая и освещающая лаской, и Христос их позвал вслед Себе, и они пошли, соединенные любовью и с Богом и друг со другом.
И вот мы собраны здесь — торжествуем их смерть и ликуем о их победе, ибо не смертью кончился их путь, а вечной жизнью, которая уже была их уделом на земле, потому что сумели они подлинно и истинно любить. Они вошли в вечную жизнь, и мы вспоминаем их не врозь, а вместе, как супружескую пару, потому что они соединены были на земле и любовью земной и подвигом христианским, и вместе царствуют со Христом во веки. Как это дивно! Как дивно думать, что все наши человеческие отношения могут так освятиться, так быть пронизаны божественной силой, присутствием Святого Духа, что все они делаются частью тайны Христа, частью тайны вечности, и что Бог то, что соединено было чистотой и любовью на земле, соединяет /во/ веки с Собой и в Себе.
Последняя победа за жизнью, не за смертью. Когда-то люди боялись смерти, потому что безнадежно отдаленные от Бога в смерти, они уходили туда, где Бога нет. Ад, описываемый в Ветхом Завете, именно тем так страшен, что это место, где нет Бога. Но вот пришел на землю Христос, приобщился всей нашей жизни, стал с нами единым кроме греха, умер смертью — нашей — чтобы мы могли жить жизнью Его, сошел во ад, потому что и Он прошел земную смерть и земную богооставленностъ; и войдя во ад, Он заполнил его до края божественным Своим присутствием. Смерть, понимаемая как разлука, безнадежная, мрачная, отчаянная, для нас, верующих, прошла. Смерть тела мы называем успением, а ранние христиане, которые горели духом, которые знали лично — многие из них — Христа, которые ждали Его возвращения и тосковали от разлуки с Ним, смерть называли рождением жизни вечной.
Нет среди нас человека, который бы не потерял дорогого ему человека, и так нам часто кажется, что между нами и усопшими легла пропасть. Не чуем мы их присутствия, горюем мы о своем сиротстве, и делаем, иногда — часто — делаем роковую ошибку, думаем о них, о наших отношениях, о нашей любви только в прошлом: это когда-то было.. Неправда! Это не только было, это сейчас есть. Бог не есть Бог мертвых, Он — Бог живых, все живы для Него, все живы в Нём… И если между нами и любимыми, дорогими нам людьми лежала какая бы то ни было тень на земле, нам незачем видеть в ней непроходимую стену: это было прошлое; а теперь — теперь они со Христом, теперь они познали и глубину и простор жизни, они много поняли, что на земле оставалось им непонятно, и теперь мы можем к ним обратиться и сказать: ты ведь понимаешь, что я тебя любил, что я любила тебя, хоть не долюбил, хоть не долюбила. Дай мне прощение, дай мне мир, дай мне уверенную радость о том, что мы неразлучны, навсегда связаны Самим Богом нерасторжимой тайной жизни и любви. И не будем сетовать, будто мы не верим в Бога, будто мы не верим в жизнь, будто мы не верим, что родной, дорогой нам человек не может подарить нам вечное прощение и вечную жизнь…
Так мы приходим к Адриану и Наталье. Они жили, они умерли, но теперь они соединились к этому войску неубываемому, к этому сонму вечно растущему, святых мучеников и подвижников, и они вместе со Христом на своих хрупких плечах силой Божией несут судьбы мира. Непобедим Господь, непобедима жизнь, непобедима любовь. Будем жить этим, и тогда и мы будем непобедимы вовеки. Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.