Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы только что слышали песнь церковную «Христос рождается — славите, Христос с небес — встречайте Его…» Как ждали Христа столетиями, тысячелетиями, как люди мечтали о том, что придет Бог и будет жить среди Своего народа, и что тогда все переменится! И пришел Господь, и те немногие, у которых было чистое сердце, Его узнали, и те немногие, у которых мудрость была от Бога, глубокая, истинная, узнали Его; а тысячи прошли мимо. И с тех пор — Господь все еще среди нас. Телом Своим Он вознесся на небо, и, однако, небо это — не далекое, синее небо, куда нам доступа нет, а глубины Божии, и эти глубины нас охватывают со всех сторон, мы находимся в этой глубине Божией. То, чего люди ждали тысячелетиями, для нас стало каждодневным; те слова, которые когда-то до слез волновали людей, мы слышим так часто, что мы к ним привыкли. Мы слышим Нагорную проповедь — и слышим только пение, а слова, которые когда-то жизнь открывали людям, остаются для нас далекими. Слышим мы и евангельские слова, собственные слова Христа, слышим — и они не превращаются в жизнь. Как это грустно! Что же сделать? Мы сейчас устремлены к воспоминанию о Рождестве Христовом, но мы также обращены к другому приходу Христа, ко дню, когда Он явится во славе, когда Он придет, чтобы положить конец всему земному быванию и дать начало вечной жизни. Ждем ли мы этой встречи? Так ли мы желаем соединиться со Христом, быть неразлучными с Ним, чтобы с Духом и Церковью говорить: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Это же значит: пусть скоро пройдет жизнь, пусть скоро увянет мир, пусть скоро сгорит зло, пусть скоро настанет вечность… Часто ли мы мечтаем об этом, часто ли мы взываем всем нашим естеством, и телом, и душой: Гряди, гряди скоро, Господи Иисусе!.. Если мы не желаем таким страстным, таким жадным желанием прихода Христова, то и Рождество Христово для нас далеко. Да, когда-то Он пришел: но раз Он пришел, — Он грядет! Но если мы не желаем этого всем сердцем, существом своим, то и первый Его приход для нас делается воспоминанием о светлой, морозной ночи, когда другие встретили Христа и поклонились Ему; они познали, что теперь настало новое время, что все старое прошло, что обветшалость мира уже превращается в пыль и что началась жизнь; жизнь, а не только течение времени. Мы должны готовиться к встрече с Рождеством Христовым; мы должны для этого войти в себя и поставить перед собой вопрос: От чего нас хочет спасти Господь? От того, что жизнь уже не жизнь, от того, что человеческие отношения нечеловечны, от того, что мир наш делается изо дня в день страшнее из-за нас самих; холодный он делается, далекий, суровый, опасный. От этого нас пришел спасти Господь, но не тем, что наш ближний переменится, а тем, что мы переменимся. Когда законник спросил: Кто мой ближний? — Христос не указал ему на всех, которые вокруг него, нищие, голодные; Он ему поставил вопрос: Кому ты ближний, то есть, кого ты способен пожалеть? И вот перед нами стоит этот вопрос; если мы хотим встретить Христа, мы должны стать ближними тем, кто около нас, иначе мы пройдем мимо, иначе мы не будем ждать, пронесется мимо нас праздник, но реальность его мы не переживем. И когда он пройдет, будет на нас надвигаться этот день Господень, когда Он снова станет перед нами, и мы не сможем звать: Гряди, гряди. Господи, гряди скоро!
Вот станем перед этим вопросом грядущего Христа, и поставим перед собой простой вопрос: Кому я ближний, кого я способен жалеть, кого я способен любить, для кого я способен жить, для кого я способен отдать жизнь?.. И мы увидим, что если мы не оживим в себе исполнением Христовых заповедей, трудническим, подвижническим исполнением заповедей дух жизни, горения, стремительности, то мы будем дальше коснеть, и тогда придет на нас день Господень как вор в нощи. Что же тогда будет?.. Напоминанием нам служит грядущий праздник; будем к нему готовиться, чтобы его встретить так, как мы хотим встретить день Господень, и тогда действительно будет радость. Аминь.