Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я говорил вам о том, что каждая исповедь должна быть, будто она последняя в нашей жизни, что этой исповедью должен быть подведен последний итог, потому что всякая встреча с Господом, с Живым нашим Богом — это предварение последнего, окончательного, решающего нашу судьбу суда. Нельзя встать перед лицом Божиим и не уйти оттуда либо оправданным, либо осужденным. И вот встает вопрос — как готовиться к исповеди? Какие грехи принести Богу?
Во-первых, каждая исповедь должна быть предельно личная, моя, — не какая-то общая, а моя собственная — потому что решается ведь моя собственная судьба. И поэтому, как бы несовершенен ни был мой суд над собой — с него надо начать; надо начать, поставив себе вопрос о том, что мне стыдно, чего я стыжусь в своей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия, что я хочу укрыть от суда собственной совести, чего я боюсь? И этот вопрос не всегда легко решить, потому что часто, часто мы так привыкли прятаться от собственного справедливого суда, что когда мы заглядываем в себя с надеждой и намерением найти о себе правду, нам это чрезвычайно трудно; но с этого надо начать. И если бы мы на исповедь не принесли ничего другого, то это уже была бы правдивая исповедь, моя, собственная… Но кроме этого есть еще и многое другое; стоит нам воззреться вокруг и вспомнить, что о нас думают люди, как они реагируют на нас, что случается с нами, когда мы оказываемся в их среде, для того, чтобы найти новое поле, новое основание для суда над собой… Мы знаем, что мы не всегда приносим радость и мир, и правду, и добро в судьбу людей; стоит одуматься, стоит окинуть взором ряд наших самых близких знакомых, ряд людей, которые нас так или сяк встречают, и делается ясным, какова наша жизнь: скольких я ранил, скольких обошел, скольких обидел, скольких так или иначе соблазнил. И вот — новый суд над нами стоит, потому что Господь нас предупреждает, что то, что мы сделали одному из малых сих, т.е., одному из людей, братий Его меньших, — мы сделали Ему… А дальше — вспомним, как о нас судят люди; часто их суд едок и справедлив; часто мы не хотим знать, что о нас люди думают, потому что это — правда и осужденье наше… Но иногда бывает и другое; люди нас и ненавидят, и любят несправедливо; ненавидят несправедливо, потому что иногда бывает, что мы поступаем по Божией правде, а эта правда не укладывается…А любят нас часто несправедливо, потому что любят-то нас за то, что мы слишком легко укладываемся в неправде жизни. Любят нас не за добродетели, а за нашу измену Божией правде. И тут надо снова над собой произнести суд и знать, что иногда приходится каяться в том, что люди к нам относятся хорошо, что хвалят нас люди; Христос опять-таки нас предупредил: Горе вам, когда все люди будут о вас говорить хорошо…
И, наконец, мы можем обратиться к суду евангельскому и поставить себе вопрос: как судил бы о нас Спаситель, если бы Он посмотрел — как Он на самом деле это делает — на нашу жизнь… Вот, поставьте себе эти вопросы, и вы увидите, что исповедь ваша будет уже серьезная и вдумчивая, и что не придется вам уже приносить на исповеди той пустоты, того детского, давно изжитого лепета, который часто приходится слышать…
И не вовлекайте других людей; вы пришли исповедовать свои грехи, а не грехи чужие. Обстоятельства греха имеют значение, только если они оттеняют ваш грех и вашу ответственность; а рассказ о том, что случилось, почему и как — к исповеди никакого отношения не имеет; оно только ослабляет в вас сознание вины и дух покаяния…
Сейчас приближаются дни, когда вы, вероятно, все будете говеть; начните готовиться теперь к тому, чтобы принести взрослую, вдумчивую и ответственную исповедь и очиститься. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…»– М.: «Гранат»,2014.