Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны Его состраданье — не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас, — потому что Он бездонно глубок — глубже нас пережить страданье, скорбь и ужас, порой, нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало. Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострадании Христа, способности вместе с нами страдать нашим страданием открывается одна из сторон Божьего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорит ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы об оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.
Один из Отцов Церкви говорил о том, что имя «Отец» более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово «Бог». Потому, — говорил он, — что слово «Бог» указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Бог чем-то разделены — природой, святостью, но в слове «отец» указывается близость, родство. И вот во Христе, Христом нам Бог открывается как Отец, ничто земное Ему не безразлично, не чуждо. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью, сначала творческой любовью и водительством, а затем и самым воплощением Слова Божия. Земля и небо соединились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечеству нам родной, Он нам брат, и отношение Божье к земле должно быть и нашим отношением — зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божии на земле превосходят все то, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и, однако, в нас и через нас Он творит дела поистине Божественные. В сегодняшнем рассказе мы слышим о том, как Спаситель воскресил, вернул к жизни земной, включил в земную трагедию и радость человека, который прошел через нее и теперь от нее почил. Он вернул человеку жизнь, временную, бурную, сложную, чтобы он в этой жизни творил — не просто прозябал, а творчески жил и действовал. Нам тоже дано, если мы только этого захотим искренним сердцем, если мы только приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, людей, которые потеряли надежду, и продолжают существовать, но больше не живут, людей, которые потеряли веру в Бога, веру в других людей, веру в себя, и которые живут во мраке и отчаянии. Нам дано возвращать к жизни тех, которые жизнь потеряли, для которых осталось одно мертвое, серое, тусклое существование. Этим мы действуем вместе с Богом, и вернуть человеку веру в себя, веру в человека, веру в Бога, веру в жизнь так же важно, как его вернуть к жизни, подобно тому, как совершил чудо Христос. Аминь.
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.