Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вы слышали сегодняшнее Евангелие; человек был богат; и в тот год особенно благословил его Бог, и его поля принесли богатую жатву. И он, оглядываясь на свое богатство, подумал: Не хватает у меня места, чтобы все сохранить; сломаю свои житницы, соберу свое достояние в новые, и тогда я могу упокоиться, тогда хватит у меня богатства на весь остаток моей жизни; тогда я могу сказать себе: пей, ешь, веселись… И в нем прозвучал голос Божий: Безумный ты человек! Разве ты не понимаешь, что в эту самую ночь, когда ты ляжешь отдыхать в сознании своей полной обеспеченности, когда ты ляжешь отдохнуть в ожидании нового тихого, богатого обеспеченного дня, с тебя потребуется твоя жизнь. Может быть, придет тихий час смерти; а может, и грозный час разбоя, — но жизнь твоя тебе не принадлежит; в одно мгновение ты можешь ее лишиться; и тогда что будет со всем тем, что тебе послал Бог и что ты собрал своими трудами? И кому это останется?.. Казалось бы, ответ простой: жене, детям, родственникам, близким… Но не об этом речь идет; да — это все останется позади, это все останется для других людей, которые над этим не трудились, и которые выронят из своих рук, нетрудовых, все это богатство. А тебе что останется от него?
Какой же ответ мы можем дать на это? Христос говорит: Так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не делается Богом богат… Так действительно бывает с каждым из нас; всё, что у нас есть — самая жизнь, здоровье, молодость, достойная старость, крепкие средние годы, работа, призванье, ум, чуткость, — все это может в одно мгновение уйти от нас; и тогда — что? С чем мы войдем в вечность? В вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если все, что у него есть — весь ум, все сердце, всю крепость тела и души, все свое достояние он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить — каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла — когда он умрет, за ним пойдет в вечность богатая жатва, — не та хлебная жатва, которую он собрал в житницы и запер (от) всех, а та жатва, которая приносит плод в вечности; и богатый плод, какой богатый! Сколько есть рассказов в жизни святых о том, как за одно доброе слово, за одно доброе дело человек был помилован…
Вот так и мы живем; жизнь нам удается — как этому богатому человеку; и богатеем ли мы этим вечным богатством? Сколько нам удалось за жизнь — иногда очень долгую — посеять в чужих сердцах радости, света, благодарности, надежды, т.е. именно того, что пойдет с нами в вечность? И сколько мы принесли плода от того, что мы, в свою очередь, еще до этого, получили от Самого Бога и от людей? Нам ведь тоже люди давали ласку, внимание; нам тоже делали добро: что от этого добра, от ласки, от внимания, от милости, от сострадания осталось в нашей душе? Осталось ли что-нибудь, что может войти в вечность? Являемся ли мы богатым полем, которое приносит тем, кто были к нам добры, хороши, благодарность и ответную любовь, и готовность все сделать, чтобы им показать, что не напрасно нас любили? Так ли мы чувствуем по отношению к Богу? Или все дары — и человеческой любви, и Божеской — в общем, напрасны? Складываем дары, складываем, складываем их, запираем, пользуемся — и другим ничего: ни слова, ни взгляда, ни дела, ни сердечной искры благодарения и ласки…
Подумаем над этим; мы можем всю жизнь так прожить напрасно: богатея, получая от Бога и от людей, и все запирая в новые и новые, все большие житницы. А может быть, мы так живем — или, вернее, можем так зажить,- чтобы все это приносило плод, плод в чужой любви и в нашей благодарности, и тогда, когда придет Господь и скажет: Ты разрешаешься теперь от земных уз, ты отпускаешься на свободу, из времени в вечность, из ограниченности в полноту жизни, — тогда будет с чем туда войти; тогда мы войдём и за нами войдут дела, за нами войдет молитва и пред нами будет шествовать любовь, которую мы родили на земле. Дай Бог, чтобы это случилось с каждым из нас. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.