Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
С какой болью мы слышим о закрытии и разрушении церквей, и с каким ужасом мы видим церковь, пришедшую в запустение, — не только заброшенную, но с ненавистью закрытую, разрушенную. Церковь — это действительно — Божий удел. На нашей земле, где нет ни одного местечка, не оскверненного человеческой кровью, не замаранного человеческим грехом, на нашей земле, которая еще со времени Каина вопиет перед Богом об осквернении, которое над ней совершает человек, верой людской небольшие участки отдаются Ему в полное владение, чтобы хоть где-то у Бога было Свое место на земле. На этих местах мы строим храмы, чтобы было нашему Богу где главу преклонить. И в странах, и в периоды гонения на веру так ярко чувствуется, что среди моря отчужденности и порой ненависти стоят храмы, которые безраздельно принадлежат Богу, где Он — Господь и Хозяин. И в этих храмах люди находят себе утешение; это места, где проповедуется только любовь, это места, где нет хода человеческой ненависти, это места, куда люди, приходящие изуродованными из внешнего мира, постепенно, — но увы, как медленно — приходят в сознание, приближаются к покаянию и начинают хотя бы меняться, сначала с теснотой, со скорбью душевной, а затем с постепенным рассветом жизни среди запустения, смерти и разрухи, и в эти же храмы приходит человеческая радость, вливается потоком, и разливается широким, безбрежным морем потому, что она встречается с любовью Божией, и расцветает поистине в земной рай, вырастает в меру неба, разверзается за пределы тварного…
Нам дан этот храм…. С какой благодарностью Богу и людям мы этот храм должны принимать; с какой заботливостью мы его сделали домом молитвы. И вот теперь происходят в нем работы; этот храм должен вновь стать более прекрасным, более достойным нашей любви. Будут здесь работать люди, чуждые нам; будем молиться о том, чтобы каждый человек, который приложит руку свою к этому труду, каждый человек, который войдет под сень этого храма, получил в сердце свое извещение о тишине Господней, получил бы благословение от живого Бога, дом Которого он будет приводить в строй. Для нас люди, которые будут здесь работать, — не просто рабочие; это люди, которые войдут в Божий удел. Станем молиться о том, чтобы войдя в него, они нашли то, что в храме нашли мы все: живого Бога, любящего, животворного, способного менять жизнь.
И будем относиться к этому храмостроительству благоговейно. Это удел Божий: будем его хранить любовью. Недостаточно его сделать внешне прекрасным, нужно, чтобы внутренняя наша церковь стала прекрасной, уже не каменные ее стены, но сердца наши, которые так часто бывают каменными, стали человечными, плотяными, чуткими, любящими, способными носить друг друга тяготы, если нужно — быть распятыми страданием и состраданием, чтобы наш ближний мог получить покой, и радость, и новую жизнь. Вырастем в меру этой красоты, которая есть красота Божьего мироздания, будем творить, созидать этот храм, чтобы он был выражением нашего благоговения перед Богом и нашей любви перед людьми. Но раньше и глубже всего станем трудиться над нами самими, чтобы быть достойными войти в удел Божий, не в суд себе, не во осуждение, но как мытарь приходил, каясь и получая прощение, сознавая свое не достоинство и Божью встречную, всепрощающую и вместе преображающую любовь. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа — Клин: Христианская жизнь, 2004»